Задания на различение п и т. Дифференциация звуков - с графической символикой
Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»
Цели :
1. Коррекционно-образовательные :
Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;
Профилактика буквенных замен;
2. Коррекционно-развивающие :
Развитие координации речи с движением;
Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
Развитие мелкой моторики;
Развитие фонематического восприятия.
3. Коррекционно-воспитательные :
Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.
Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.
Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .
Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .
Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать.
Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.
Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.
Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.
Ползут ладонями, как змеи.
Гладят коврик ладонями поочередно.
Шла медведица спросонок,
А за нею медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.
Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия .
Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)
На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)
Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
Какими звуками отличаются эти слова?
Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .
Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .
Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.
Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.
П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .
П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.
Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он взял и улетел.
(Бабочка)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели
А увидели урода -
И скорее с огорода.
(Пугало)
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.
(Подсолнух) Что на сковороду налью
И вчетверо сверну?
(Блины)
3. Развитие логического мышления.
Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .
4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.
Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.
ЗА__ОР __О__ЕЛКА
О__ЛАВОК ХЛО__ОК
5. Физминутка.
Шёл по берегу петух
Подскользнулся, в речку – бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.
Круговое движение руками, присесть.
Ритмичный подъём, погрозить пальцем.
Наклон вперед.
6. Самостоятельная работа.
Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.
1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.
2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.
Ответы :
1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.
2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.
7. Игры со звуками [б – п] .
«Поймайте звук [п] или звук [б] »
Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!
Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.
«Цифровой ряд»
Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.
Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.
Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.
«Путаница»
Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.
Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.
«Слоговая мозаика»
Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.
Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.
«ПО» - «БО»
…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.
8. Работа с предложениями.
Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.
палка- балка
Старушка опирается на … .
Крыша опирается на … .
бочка - почка
Капусту вытащили из … .
Листья появились из … .
забор - запор
Вокруг дома сделали новый … .
У калитки хороший … .
забыть - запить
Ссору надо … .
Лекарство надо …. .
блещут - плещут
В синем небе звезды … .
В синем море волны …. .
Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.
1. Черепаха ползла по песку.
2. У малыша появился первый зуп.
3. Боря сам постирал свою рупашку.
4. У Полины красивая юпка.
9. Работа с текстом.
Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.
Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.
III. Подведение итогов.
Какие звуки мы сегодня повторяли?
Чем они похожи? Чем различаются?
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .
Цель:
научить различать и выделять на слухзвуки [п]- [б].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить детей находить различия в акустико-артикуляционных характеристиках звуков.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух,
- формировать правила ротового выдоха с учетом данной фонемы;
- развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, активность, самостоятельность,
- развивать самоконтроль в произношении смешиваемых звуков.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитать у детей навыки самообслуживания.
- воспитывать стремление совместно добиваться поставленной цели.
Оборудование: артикуляционные профили данных звуков, зеркала, графическая схема звуков, буквы «П» и «Б», предметные и сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент: приветствие, организация рабочего места, положительный настрой на занятие.
– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.
2. Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Колечко», «Колечко» – «Оскал», «Колечко» –«Трубочка», «Колечко» – «Улыбочка»; «Лопаточка» , «Иголочка», «Лопаточка» - «Иголочка». (под счет)
3. Введение в тему:
Логопед: Ребята, я буду говорить слова, а вы скажите какой слышите первый звук?
Балет, бык, бег, белка, банка, банан
Дети: звук [б]
Логопед: пакет, пыль, птица, план, питон, плот.
Дети : звук [п]
4. Формулирование темы, цели и составление плана занятия:
Логопед: Ребята, неслучайно я задала вам такое задание, сегодня мы посвятим наше занятие звукам [б]- [п], найдем разницу между ними.
– Чему мы будем учиться на занятии?
Дети: Мы будем учиться различать звуки [б]- [п].
Логопед: Правильно, ребята. А теперь сформулируйте тему нашего занятия.
Дети: Различай звук [б]- [п].
5. Основная часть занятия.
Логопед: Молодцы! (на доске таблица «Расскажи о звуке» и профили звуков [п]- [б])
Логопед: ребята вы должны зрительно найти разницу и ощутить ее в произношении, что вы слышите? Что видите при произнесении звука? Что ощущаете? Дайте сравним эти звуки и дадим характеристику звукам [б]- [п].
Дети: Звук [п]: согласный, глухой, твердый, смычный.
Я слышу звук [п].
Я вижу: губы сомкнуты (в первый момент губы сомкнуты, затем - плавно размыкаются).
Логопед: произнесите звук [б], проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?
Ребенок: Звук [б]: согласный, звонкий, твердый, смычный.
Я слышу звук [б].
Я вижу, что в первый момент губы сомкнуты, затем - размыкаются. Щеки слегка «раздуваются».
Я ощущаю, что губы сомкнуты в момент вибрации гортани. Под напором струи выдыхаемого воздуха щеки слегка «раздуваются», а после «взрыва» смычки губы размыкаются. Язык свободно лежит на дне ротовой полости.
Я осязаю вибрацию гортани, грудной клетки в момент смычки губ. Струя выдыхаемого воздуха широкая резкая холодная, направлена вперед.
Логопед: найдите разницу при произнесении звуков [п] и [б] , проверьте себя: что слышите, что видите, что ощущаете, что осязаете?
Дети: разница в том, что при произнесение звука [п] голосовые складки не вибрируют, а при [б] -голосовые складки вибрируют.
Логопед:
Запомните разницу! Заполните схемы, пользуясь таблицей «Расскажи о звуке»: в каком положение губы, зубы, язык.
Дети заполняют самостоятельно схемы звуков.
Схема звука [п].
Схема звука [б].
6. Физкультминутка. Действия по тексту.
Катит, катит паровоз,
И вагончики везет.
Вот поезд наш идет,
Колеса стучат.
А в поезде этом
Бобрята сидят.
7. Логопед дает задания:
Задание. «Помоги Незнайке».
- Выбери верно: звук [п] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой?
А звук [б] - гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, смычный или щелевой? Чем эти звуки отличаются друг от друга? - Дополни: при произнесении звуков [п] голосовые складки_______, губы в первый момент______________.
- Что ощущаешь, когда произносишь звуки [п] и [б].? Губы разомкнуты или плотно сомкнуты? Голосовые складки сомкнуты или разомкнуты? Где расположен кончик языка?
- Замени в слогах «П» на «Б»: па, по, пу, пы, та, ал, оп, уп, ьш, эп
- Добавь слоги «БА или «ПА» (игра с перекидыванием мяча).
Жа- _____ шай- _____
ре- _____ ли- _____
тум- _____ вер- _____
ла- _____ шля-_____
бом- _____ ры- _____
лу- _____ сту- _____
лам- _____ тор- _____
шу- _____ нер- _____ - Исправь ошибки Незнайки.
В болоте квакает ЖАЛА.
В огороде выросла РЕБА.
В комнате стоит ТУМПА.
На столе стоит ЛАМБА.
В ворота летит ШАЙПА.
В парке цветёт ЛИБА.
В марте цветёт ВЕРПА.
У мамы новая ШЛЯБА.
Разрушает дом БОМПА.
Увеличивает всё ЛУБА.
У меня новая ШУПА.
У Бабы Яги СТУБА.
В воде плавает РЬША.
У кошки мягкая ЛАБА.
У меня котомка-ТОРПА.
На севере живёт НЕРБА. - Закончи каждое предложение нужным словом.
- Вспомни загадки про репу, жабу, лампу, шайбу, шляпу, рыбу и закончи предложения.
♦ В болоте квакает...
♦ Дед посадил... и т. д. - Повтори за мной:
- Повтори слова парами:
бас - пас
быль – пыль
бух – пух
боль - Поль
бар – пар
бить - пить
бот – пот
бока – пока
бел – пел
блошка – плошка
баня – Паня
забор – запор
блеск – плеск
барин – парень
банки – панки
борт – порт
- Придумай предложение с каждым словом пары. - Исправь ошибки.
Пастух БАС овец и коров.
У певца могучий голос - ПАС.
Пушка выстрелила: ПУХ.
В подушке мягкий БУХ.
Мы зашли в вечерний ПАР.
В бане горячий, душный БАР.
На дороге поднялась БЫЛЬ.
Это не сказка, а ПЫЛЬ.
У меня зубная ПОЛЬ.
Это девочка Полина. «БОЛЬ, стой!»
Нельзя человека ПИТЬ.
Я хочу БИТЬ воды.
Вот БУК соломы.
Это огромное дерево называется ПУК.
У меня болят ПОКА.
Ну прощайте же, БОКА!
На верфи выстроили ПОТ.
На лбу выступил БОТ.
Я очень громко БЕЛ.
Это заяц слишком ПЕЛ.
Я иду мыться в ПАНЮ.
Мою бабушку зовут БАНЯ.
- Придумай сам ошибочные предложения. - Звуки изучаем - ошибки исправляем.
В синем небе звёзды плещут.
В синем море волны блещут.
Издалека был слышен блеск волн.
Плеск алмазов ослеплял глаза.
У меня был игрушечный ропот.
Люди недовольны. Послышался робот.
Порт корабля ударился о причал.
В борт города Сочи заходили корабли.
У нашей кошки в шерсти завелись маленькие плошки.
Собака и кошка едят из небольшой блошки.
Я заболел, мне поставили панки.
Вот рокеры, хиппи и банки.
У нас в квартире новые замок и забор.
Вокруг дома новый запор.
Во дворце живёт парень.
На вечеринку ходит барин.
8. Итог занятия и оценка работы детей.
Дайте характеристику звукам П, Б, чем отличаются эти звуки? Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятия.
9. Домашнее задание.
Подобрать слова, которые начинаются со звуками Б, П.
Подобрать и выучить загадки с отгадками со звуками Б, П.
Учимся различать буквы П п - т.
1. Развитие умения конструирования и реконструирования.
Построй буквы из элементов под диктовку:
нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки;
отступить одну клетку;
рядом начертить параллельно такую же палочку;
соединить две параллельные палочки наверху перекладиной.
Это печатная заглавная буква П;
нарисовать вертикальную палочку высотой в одну клетку;
нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки так, чтобы она
касалась вертикальной палочки.
Это печатная строчная буква т.
2. Запись букв п - т по заданию взрослого различным шрифтом.
- Напиши буквы п – т различным шрифтом:
рукописная строчная буква п;
рукописная заглавная буква Т;
рукописная заглавная буква П;
рукописная строчная буква тп;
печатная строчная буква п;
печатная заглавная буква П;
печатная строчная буква тп;
печатная заглавная буква Т.
3. Сравнение букв занятия.
пПодумай и скажи, в чем их сходство, а в чем различие. Сравни печатные и рукописные буквы.
Выбор символов для обозначения на письме букв занятия:
Вывод: у рукописной буквы п вертикально пишем две палочки, у рукописной буквы т - три палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п -2, т –3.
4. Развитие зрительного внимания
Напиши цифру 2 или 3 справа от соответствующей буквы п или т в таблице.
3. Игра «Волшебный ластик»
- Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотри, что получилось. Прочитай слоги, опираясь на количество ножек букв.
Восстанови перекладины в слогах и запиши все слоги.
Ответы: пу, па, та, пут, ты, пя, пот, тат, ет, пё.
Какое слово спряталось в слогах? (Пот.)
4.Знакомство с героями занятия.
- Собери имена детей из букв.
О, П, Л, Я - Поля.
Т, Л, Я, А-Толя.
Чем отличаются имена? (Написанием, значением.) Какое имя принадлежит девочке? А какое - мальчику?
(Взрослый показывает ребенку изображения детей и карточки с их именами).
5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
- Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова. Каждый из них хотел вставить в слово карточку со своим слогом - ПА или ТА. Давай разрешим спор детей.
Вставь карточки со слогами ПА и ТА и прочитай слова. Назови имена детей. Назовите самое длинное слово.
3А2КИ ____________
2АЛЬ3О ___________
2УХ0ВИК __________
СА20ГИ ___________
ША2КА ___________
БО3ИНКИ __________
3УФЛИ ____________
2ЛА3ЬЕ ______________
7. - Вспомни слова с буквой, при написании которой ты используешь три перекладины-ножки, а теперь такие, в которой есть две перекладины - ножки. Были ли у тебя слова, в которых встречаются обе буквы занятия?
Занятие 2
1.Соотнесение звука, буквы и символа.
- Всп омни тему прошлого занятия и разложи буквы п-т около картинок с изображениями предметов (взрослый предлагает картинки, в названиях которых есть буквы п – т).
2. Сравнительная характеристика букв занятия. Нахождение сходства и различий между элементами букв п-т (количественный и качественный анализ )
- Однажды Толя и Поля отправились в лес за грибами. Они набрали полные корзины рыжиков, маслят, груздей и хотели уже возвращаться домой, как» обнаружили, что ушли далеко от дома и не могут определить, куда теперь идти. Дети пошли по лесной тропинке и вышли на полянку. Там стояла старая избушка. Поля и Толя осторожно подошли к окну и заглянули внутрь.
Посреди комнаты стоял большой деревянный стол. На нём три миски: одна большая, вторая поменьше, а третья самая маленькая. Возле каждой миски лежало по одной ложке. Около стола стояло три стула: один высокий и широкий, второй - пониже, а третий - самый маленький... .
Как ты думаешь, кто жил в этой избушке? (выставляет силуэтные изображения медведей)
Определи, какой силуэт мог принадлежать Настасье Петровне, какой - Мишутке, а какой - Михаиле Потапычу?
3.Дифференциация букв п - т в словах
Поля и Толя попросили медведей помочь им выбраться из леса. Медведи помогут детям, если они выполнят ряд заданий.
Вставь буквы п - т в слова и подели их между медведями: слова с буквой т отдай Мишутке, с буквой п - Настасье Петровне, а с буквами пит - Михайло Потаповичу. Запиши эти слова рядом с соответствующей картинкой.
КРУ...А САЛЮАЛЬМА
… О…О…
ГАЛО... ЛО...А...А
ОЛЬКА ЗА...ЛА...КА
ВОРОГ ЗАКА...
ЗА...АД...АБУРЕ...
СИРО... ЛА...КА
ВОРО...А...АВЛИН
4. Работа со словами-паронимами.
Подбери слова, отличающиеся друг от друга только одной буквой. Например: пачка - тачка…
5. Развитие зрительной и слуховой памяти. Работа со скороговоркой.
- Поля вспомнила скороговорку с любимыми буквами п - т и решила научить медведей произносить ее верно и быстро.
Прочитай текст скороговорки и постарайся произнести её быстро:
От топота копыт пыль по полю летит.
Запиши скороговорку по памяти и назови буквы занятия.
6. Дифференциация букв занятия на уровне текста
- Вставь пропущенные буквы в слова и прочитай текст стихотворения.
На кра...иве, как на...ли...ке, Вски...я...или чай ули...ки.
Заходи чайку на...и...ься,
Кто кра...ивы не бои...ся.
Перепиши это стихотворение.
7. Назови для Поли и Толи слова с их любимыми буквами.
Из книг: 1. . Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. Издательство ГНОМ и Д. 2008.
2. Е. В . Мазанова Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. Издательство: ГНОМ и Д, 2006 г.
Тема: «Дифференциация П и Т».
Цель : Научить дифференцировать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- развитие умения сравнивать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях;
- развитие словаря;
Коррекционные:
- развитие зрительно-моторных координаций;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
- развитие фонематических дифференцировок;
- развитие навыка письма и чтения;
- развитие связной речи;
- развитие ВПФ.
- Воспитательные:
- развитие самоконтроля, самостоятельно оценивать результат логопедической деятельности;
- развитие интереса к занятию;
- организация порядка на рабочем месте.
Оборудование: карточки с буквами, карточки с заданиями на звуки П и Т, тетради, ручки и карандаши, мяч, цифровая линейка, слоговые таблицы.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Его имя зашифровано на доске. Чтобы его узнать, нам надо познакомиться с темой нашего занятия и тогда мы быстро вставим недостающие буквы в его имя. Активно поднимаем ручки и отвечаем, за правильные ответы каждый будет получать звёздочку. В конце занятия посчитаем у кого сколько звёздочек.
Задания на пространственную ориентацию:
возьмите правой рукой за левое ухо;
левой рукой за правый локоть;
правой рукой закрыть правый глаз;
левой рукой дотронуться до правой коленки;
2. Введение в тему. А сейчас, каждый прочитает то, что записано на его карточке.
Ребята, скажите, какие первые буквы стоят с названиях этих слов? (П и Т).
Характеристика звуков П и Т. (согл., глух., тв./мягк.).
Давайте вставим в имя нашего гостя нужные буквы и узнаем как его зовут. (Топтыжка).
Сегодня он будет смотреть кто из вас был самым активным, не выкрикивал и поднимал руку.
3. Основная часть.
Определение их сходства и различия букв по написанию.
Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы Т ? у буквы П ?
Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)
Чем различаются? (Написанием одного элемента - 1 палочки)
4. Вычленение букв п и т. У каждого из вас на столах есть карточка с буквой. Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточку, в зависимости от того, какой звук вы услышали в слове: П или Т. Слова: туман, пила, парус, тарелка, торт, пирог, танк.
5. Дифференциация букв П - Т в слогах. Чтение слоговой таблицы.
6. Игра «Волшебный ластик».
Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.
Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё
Какое слово спряталось в слогах? (пот.)
7. Дифференциация букв П - Т в словах. Сравнение слов по написанию.
В начале урока вы читали слова на карточке (тачка, пачка, точка, почка, пушка). Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “Т”.
На доске карточка “тачка”. Убираем одну палочку у буквы Т. Какое слово получилось? (“Пачка”).
Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.
Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы П и Т.
8. На столах у вас есть карточки. Давайте прочитаем задание: вставить в слово недостающий слог ПА или ТА.
8. Игра «Шпионы». Прочитайте слова, используя ключ шифра.
Запишите слова в тетрадь. В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.
9. Физ. Минутка.
Нужно словить мячик правой рукой, если услышите звук [П] в словах, если услышите звук [Т] - словить левой. (Слова: пушка, танец, тир, павлин, крупа, танк).
10. Классификация слов по наличию букв П - Т. Запишите слова в два столбика:
11. Назови картинки, соедини их с буквой. Определение места букв П - Т в слове.
Определите место букв П и Т в словах с помощью цифровой линейки.
Назовите слова, в которых буква “П” и “Т” есть одновременно. (Это портфель и лопата).
портфель |
||||||||||
12. Дифференциация букв П - Т в предложениях. Формирование навыка понимания прочитанного.
Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова:
Над столом висит (толка, полка).
Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.
Теплоход приходит в (торт, порт).
Мише подарили (порт, торт).
От лентяев мало (полка, толка).
13. Работа с деформированными предложениями. Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы П или Т.
Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.
#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.
ку#ил, па#а, #ор#.
14. Итог занятия. Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [П] и [Т]. Чему учились сегодня на занятии? Как различать при написании буквы П и Т?
В последние годы в письменных работах учащихся
мы все чаще встречаемся с ошибками, которые
специалисты называют графическими. К ним
относятся недописывание элементов буквы или
наращивание лишних, смешение букв, сходных по
оптическим или кинетическим характеристикам,
зеркальное письмо. Такой вид специфических
нарушений письма не связан с состоянием устной
речи детей. В этих случаях ребенок, имеющий
достаточную остроту зрения, как бы не видит и не
чувствует разницы в начертании оптически и
кинетически похожих букв.
У большинства учащихся по мере овладения
процессом письма графические ошибки обычно
вскоре исчезают сами собой. Однако у некоторых
детей такие нарушения письма имеют устойчивый
характер и требуют специальной коррекционной
работы.
Данная разработка представляет собой блок из
двух занятий по коррекции одного из видов
графических ошибок – нарушения различения букв п
– т
. Эти буквы имеют кинетическое и
оптическое сходство, вследствие чего их часто
смешивают в своих письменных работах учащиеся с
недостаточно сформированными пространственными
представлениями и затруднениями динамической и
кинетической организации движений.
Главной целью представленного блока занятий
является закрепление связи между фонемой –
артикулемой – графемой – кинемой. Для
достижения этой цели включаются все анализаторы,
согласованная работа которых обеспечивает
процесс письма: речедвигательный, речеслуховой,
зрительный и двигательный
Представленные занятия разработаны для учащихся
2-х классов и соответствуют среднему уровню
развития детей 7 – 8 лет.
Занятия разработаны таким образом, что могут
быть использованы в практической деятельности
не только школьных логопедов, но и учителей
начальных классов.
1-е занятие
Тема : Дифференциация букв п – т .
Цели:
- совершенствование навыков дифференциации букв п – т
- развитие зрительно-пространственных представлений;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- совершенствование способности к переключению внимания;
Оборудование:
- рисунки “Джинсы” (Рисунок 1) и “Следы” (Рисунок 2);
- “карточки-шифровки” (Рисунок 3, Рисунок 4);
- карточки-опоры с буквами п т (Рисунок 6);
- карточки для индивидуальной работы (Рисунок 7);
- индивидуальные зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Уточнение пространственных взаимоотношений.
- Положите тетрадь в правый дальний угол стола.
- Кто сидит справа от тебя?
- Где относительно тебя сидит Саша? (справа, слева)
- Определите левый и правый карман у джинсов (Рисунок 1).
- Определите, след какой ноги – правой или левой – отпечатался на песке (Рисунок 2).
II. Работа по теме.
1. – Какие печатные буквы “спрятались” в этой фигуре (Рисунок 3)? (Т, П, Г )
Г. Потому что П, Т – глухие согласные, а Г – звонкая .)
– Какие заглавные буквы “спрятались” в этой букве (Рисунок 4)? (Т, П, Г )
– Какая буква лишняя? Почему? (Г – звонкая .)
– Какие строчные буквы “спрятались” здесь? (п, т, г )
– Какая буква лишняя? Почему? (г – звонкая .)
Вывод: написание букв п – т похоже, поэтому их можно перепутать.
2. Логопед читает сказку “Торопыжкина беда”.
Первого сентября вместе с другими малышами Торопыжка пошел в школу. Там он быстро научился читать и писать. Но при этом приключилась с ним вот какая беда.
Из-за вечной своей торопливости не хватало у него терпения букве т третью ножку дописывать, и получалось у его буквы т только две ножки. Пишет Торопыжка: “Я хочу конфету”, а получается у него: “Я хочу конфеп у”.пишет он другу: “Пойдем гулять”, а друг читает: “Пойдем гуляп ь”.
Стали над Торопыжкой все смеяться. Пошел он к Знайке и рассказал ему о своей беде. А Знайка у него спрашивает: “какую букву ты напишешь в начале слова “три”? “Т” – отвечает Торопыжка. “Так вот, запомни, – говорит Знайка, – что у буквы т три ножки. Слово “три” поможет тебе не ошибаться и не путать букву т с буквой п , у которой только две ножки. Помни об этом и престань торопиться!”
– А среди вас есть такие Торопыжки, которые путают буквы п и т ? (Да )
– Давайте научимся их различать.
3. Дифференциация букв п – т (Рисунки 5, 6).
Логопед:
У буквы п
две (п
ара)
ножек. В слове “пара” первый звук [п]
У буквы т
т
ри ножки. В слове “три”
первый звук [т].
Сколько палочек на первой строчке вашей
карточки? (Рисунок 7)
Дети: Две. Пара.
Логопед: Какую букву можно написать с их помощью?
Дети: п .
Учащиеся обводят палочки как букву п . Аналогичную работу проводим с тремя палочками на второй строчке. Из них получается, соответственно, буква т .
4. Дифференциация звуков [п] – [т] (работа с индивидуальными зеркалами).
- Уточнение артикуляции звука [п]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – сомкнутые губы (показываем движения губ пальцами ведущей руки).
- Уточнение артикуляции звука [т]: согласный, глухой, взрывной, мгновенный, преграда для воздушной струи – кончик языка упирается в верхние передние зубы (показываем движения языка пальцами ведущей руки).
- Сопоставление звуков [п] – [т] по артикуляции.
Общее : согласные, глухие, взрывные, мгновенные.
Разное : место преграды: [п] – губы, [т] – зубы.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
Вывод: запоминаем наши “опоры”:
Звук [п] – “взрываются ” губы; буква п – пара элементов (ножек).
Звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки).
IV. Физминутка
Заучиваем скороговорку, отстукивая ритм сначала ведущей рукой, затем обеими руками. Потом рассказываем скороговорку, отстукивая ритм синхронно руками и ногами.
От топота копыт
Пыль по полю летит.
5. Работа с индивидуальными карточками (Рисунок 7).
Логопед: “На третьей строчке написаны цифры 2 и 3. Вспомните, сколько ножек у букв п и т и напишите под каждой цифрой соответствующую букву.”
2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
п | п | т | п | т | т | п | т | т | п | п | т |
6. Работа со слоговой таблицей (рукописный шрифт). Чтение слогов хором.
па – та по – то пу – ту ты – пы |
ап – ат ип – ит еп – ет яп – ят |
– Чем отличаются слоги в первом столбике от слогов второго столбика? (В первом столбике слоги прямые, во втором – обратные )
– Какая строчка в первом столбике лишняя? Почему? (Последняя. Согласные п и т поменялись местами. )
7. Спишите слова. Вместо палочек вставьте буквы п или т .
IIлаIIIок, IIираIII, каIIусIIIа, IIIаIIочки, авIIIомаIII, IIланеIIIа
Коллективная проверка правильности выполнения задания.
- Какие планеты вы знаете?
8. Логопед диктует слово, ученики на слух выделяют из него звук [п] или [т] и пишут соответствующую букву в воздухе указательным пальцем ведущей руки, проговаривая при этом слова-опоры: п – пара, т – три (задание выполняется с закрытыми глазами).
Кат ок, сап ог, новост и, коп ейка, сп елый, салют
– Вспомните слова, которые я вам продиктовала.
– Подберите слово-предмет к слову “спелый”.
9. На доске записаны слова с пропущенными буквами
– Сколько слов записано на доске?
– Прочтите их вставив буквы п или т .
– Кто увидел здесь шесть слов?
Ученики выходят к доске, подставляют вместо черточки одну и другую букву, получая слова-паронимы. Объясняют значение слов, устно составляют с каждым из них предложения или словосочетания. Затем ученики записывают в тетрадях получившиеся три пары слов, подписывая под буквой п цифру 2, а под буквой т – 3. (На доске не должно быть восстановленной записи, иначе работа сведется к механическому списыванию.)
V. Итог занятия.
– Что нового вы сегодня узнали на занятии?
– Чем отличаются буквы п и т ?
п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.
2-е занятие
Тема: Дифференциация букв п – т .
Цели:
- закрепление навыков дифференциации букв п – т , имеющих кинетическое сходство;
- развитие зрительного гнозиса;
- совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развитие памяти, контрольных действий;
- развитие самостоятельности и активности;
- воспитание умения общаться в коллективе.
Оборудование: карточки-опоры с буквами п, т ; карточки с буквами п, я, т, ь ; предметные картинки (ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Логопед: “Сядет тот, кто назовет слово, начинающееся со звука [п].”
II. Повторение.
На доске вразброс прикреплены 4 буквы: т, ь, я, п.
– Составьте из этих букв слово. (Пять)
– Назовите согласные из этого слова. (П, т)
– Чем похожи эти звуки? (Они согласные, глухие, взрывные, в данном слове мягкие, имеют парные твердые звуки)
– Чем отличаются эти звуки? (Местом преграды: [п] – сомкнутые губы, [т] – кончик языка упирается в верхние передние зубы)
– Показываем различие в артикуляции звуков [п] и [т] с помощью пальцев ведущей руки.
– Как называются буквы, обозначающие звуки [п] и [т]? (Пэ и тэ)
– Чем они похожи? (Они состоят из одинаковых элементов)
– Чем они отличаются? (У буквы п – две (пара) ножек, а у буквы т – три)
Вывод: буквы похожи по написанию, поэтому, чтобы их не путать, запоминаем “опоры”:
- звук [п] – “взрываются” губы; буква п – пара элементов (ножек);
- звук [т] – язык упирается в зубы; буква т – три элемента (ножки);
III. Работа по теме.
1. Зашифровываем слова: вместо слова со звуком [п] рисуем в тетрадях две палочки (II), а вместо слова со звуком [т] – три палочки (III). Между словами ставим запятые.
Логопед диктует: п рограмма, т аракан, салфет ка, сп ички, п ост авил .
Запись в тетради выглядит так: II, III, III, II, II III.
– Сколько слов мы зашифровали? (Пять)
– Сколько значков записали? (Шесть)
– Почему? (В последнем слове были звуки и [п] и [т].)
– Вспомните зашифрованные слова, опираясь на количество палочек: II – п , III – т .
– Какое слово лишнее? (“Поставил” – во-первых, в нем есть и звук [п], и звук [т], и, во-вторых, это слово глагол, а остальные существительные)
– Обведите палочки так, чтобы получились зашифрованные буквы.
2. Работа с картинками ботинки, утка, полка, лампа, тетрадь, платье .
– Расставьте на наборном полотне картинки в два ряда – по наличию в слове звука [п] или [т].
– Почему картинку “платье” ты поставил в третий ряд? (Потому что там есть и звук [п], и звук [т])
– Какая картинка лишняя? Почему? (Утка. Это птица, живое существо, остальные картинки – это неодушевленные предметы)
Логопед убирает картинки или закрывает их.
– Вспомните картинки, в названии которых был звук [п]. (Полка, лампа)
– Вспомните картинки, в названии которых был звук [т]. (Утка, ботинки; тетрадь – здесь два звука [т])
– Какое слово мы не назвали? (Платье)
3. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы П или Т .
. ихонов . е . я
. е . рова . аня
. е . ухова . амара
. имошенко . авел
. ихомиров . оля
– Что это за словосочетания? (Это имена и фамилии людей)
– Как пишутся имена и фамилии людей? (С большой буквы)
– Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы П или Т (опоры те же – у заглавной буквы П пара ножек, у заглавной буквы Т три ножки).
IV. Физминутка.
Потягушечка
Потягуну-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся
Маленькими не останемся!
Вот уже растём, растём, растём!
4. Спишите предложения, выбрав из скобок слова, подходящие по смыслу.
Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка).
Теплоход приходит в (торт, порт). Победителю викторины подарили красивый (торт, порт).
5. Графический диктант.
Перед учащимися ставится задача выделять на слух только звуки [п] и [т]. Слова, не содержащие этих звуков, при записи обозначаются прочерком; содержащие один из звуков обозначаются одной соответствующей буквой; содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в какой они следуют в составе слова. Если один звук встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды. Каждое предложение записывается с новой строки, потому что в такой записи нет заглавных букв и точек.
Коллективная проверка выполнения задания.
IV. Итог занятия.
– Чем мы сегодня занимались? (Тренировались различать буквы п и т .)
– Чем отличаются буквы п и т ?
– Чем отличаются звуки [п] и [т]?
Учащиеся пишут в воздухе ведущей рукой, с закрытыми глазами, буквы п и т , проговаривая при этом слова-опоры “пара” и “три”.
Материал для проверки
Для проверки усвоения темы “Дифференциация букв п – т ” можно дать следующее задание.
– Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы. Напишите текст по памяти.
(Логопед пишет на доске слова П РИГОТ ОВИТ ЬСЯ и П ЛАСТ МАССОВАЯ с пропущенными буквами п и т . После того, как дети прочитают текст и ответят на вопросы, логопед просит их списать с доски слова по слогам. Затем ученики еще раз читают текст и пишут его по памяти.)
Утром в класс пришёл доктор и сказал, что
завтра ребятам будут делать уколы под лопатку.
Надо приготовиться.
На другой день Виталик принёс с собой
пластмассовую лопатку.
– Правильно ли Виталик понял доктора?
– Почему вы думаете, что он не понял доктора?
Литература:
1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М., “Педагогика”, 1977
2. Волина В.В. Учимся играя. – М., “Новая школа”, 1994
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., “Просвещение”, 1991
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., “М и М”, 1997
5. Под редакцией Левиной Р.Е. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. – М., “Просвещение”, 1965
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., “Владос”, 1995
7. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., “Аркти”, 2000