Общие сведения об инфекционных болезнях у детей. Каким путем создается специфический иммунитет? Утрачивают ядра в процессе специализации
Тренировочные тесты по теме «Кровеносная система» - 8 класс
Внутренняя среда организма образована
1) клетками тела
2) органами брюшной полости
3) кровью, межклеточной жидкостью, лимфой
4) содержимым желудка и кишечника
Причина непрерывного движения крови по сосудам -
1) высокое давление в артериях и низкое в венах
2) одинаковое давление в артериях и венах
3) увеличение давления при движении крови по сосудам от артерий к венам
4) высокое кровяное давление в капиллярах по сравнению с артериями
Эритроциты имеют форму двояковогнутых дисков, что
1) позволяет им плотно прилегать друг к другу
2) замедляет скорость переноса этих клеток кровью
3) способствует более быстрому и равномерному поступлению в них кислорода
4) дает им возможность проникать сквозь стенки кровеносных сосудов
4. Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце?
1) обмен газов в капиллярах большого круга
2) поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков
3) перенос кровью питательных веществ к клеткам
4) образование оксигемоглобина
5. Образование лейкоцитов, в отличие от эритроцитов, происходит не только в красном костном мозге, но и в
1) поджелудочной железе
4) лимфатических узлах
6. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, - это
1) вены малого круга кровообращения
2) вены большого круга кровообращения
3) артерии малого и большого кругов кровообращения
4) капилляры малого и большого кругов кровообращения
7. Врач тщательно изучает результаты анализа крови, так как с его помощью можно получить информацию о
1) количестве крови в организме
2) нарушениях в деятельности любого органа и организма в целом
3) колебаниях артериального давления
4) характере физической нагрузки на сердце
8. Клетки крови, которые могут захватывать чужеродные тела ложноножками и совершать амебоидные движения, - это
1) эритроциты 3) фагоциты
2) лимфоциты 4) тромбоциты
9. К большому кругу кровообращения относятся
1) артерии верхних конечностей 3) артерии легких
2) вены легких 4) капилляры легких
10. На что указывает увеличение числа лейкоцитов в крови человека?
1) возникновение малокровия
2) заболевание сахарным диабетом
3) воспалительный процесс в организме
4) уменьшение способности крови свертываться
Иммунитет обеспечивается способностью
1) гемоглобина присоединять кислород
2) крови образовывать тромб при ранениях
3) организма усваивать органические вещества
4) организма вырабатывать антитела
12. Какой буквой обозначен на
рисунке левый желудочек сердца человека?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
13. Если человек страдает малокровием, то у него в крови по сравнению с нормой понижено содержание
1) эритроцитов 3) лейкоцитов
2) тромбоцитов 4) фибриногена
14. Максимальное (верхнее) кровяное давление возникает
в момент
1) сокращения желудочков 3) расслабления желудочков
2) сокращения предсердий 4) расслабления предсердий
15. При вторжении в организм болезнетворных микроорганизмов
в крови вырабатываются
1) вещества, склеивающие эритроциты
2) особые защитные вещества -антитела
3) вещества, ускоряющие движение крови
4) вещества, способствующие превращению фибриногена в фибрин
16. Какой буквой на схеме строения большого круга кровообращения отмечены кровеносные сосуды, по которым кровь доставляет кислород к органам?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
17. Накладывая жгут, можно остановить кровотечение на
1) 5 часов 3) б часов
2) 2 часа 4) 24 часа
При свертывании крови
1) гемоглобин превращается в оксигемоглобин
2) растворимый белок фибриноген превращается в нерастворимый фибрин
3) образуются гормоны и другие биологически активные вещества
4) уменьшается содержание гемоглобина в крови
19. Какая кровь у млекопитающих животных и человека течет в венах большого круга кровообращения?
1) насыщенная углекислым газом 3) насыщенная кислородом
2) артериальная 4) смешанная
20. Внутренняя среда организма не выполняет функцию
1) удаления из клеток тела конечных продуктов обмена
2) поддержания относительного постоянства химического состава жидкостей в организме
3) снабжения клеток кислородом и питательными веществами
4) передачи наследственной информации
21. Автоматизм сердца - это его способность
1) изменять ритм работы под воздействием факторов внешней среды
2) изменять ритм работы под воздействием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы
3) ритмически сокращаться без внешних раздражителей под воздействием импульсов, возникающих в нем самом
4) воспринимать гуморальные воздействия веществ, приносимых кровью
22. Кровь, лимфа, межклеточное вещество - разновидности ткани
1) нервной 3) мышечной
2) соединительной 4) эпителиальной
23. Почему кровь не может попасть из аорты в левый желудочек?
1) желудочек сокращается с большой силой и не пропускает кровь из аорты
2) кармашки полулунных клапанов заполняются кровью и плотно смыкаются
3) кармашки полулунных клапанов прижимаются к
стенкам аорты
4) от краев и поверхности створок клапанов отходят сухожильные нити, которые позволяют клапанам открываться только в одну сторону
24. Жидкая часть крови - это
1) плазма 3) лимфа
2) цитоплазма 4) межклеточная жидкость
25. Утолщенная стенка левого желудочка сердца обеспечивает передвижение крови
1) по малому кругу кровообращения
2) по большому кругу кровообращения
3) из левого предсердия в левый желудочек
4) из правого предсердия в левое предсердие
26. Какую функцию выполняют изображенные на рисунке клетки крови человека и ряда животных?
1) секреторную
2) проведения возбуждения
3) носителя наследственной информации
4) транспорта веществ
27. У человека и млекопитающих животных артериальная
кровь течет в
1) венах малого круга и в артериях большого круга
кровообращения
2) венах большого и малого кругов кровообращения
3) артериях малого и большого кругов кровообращения
4) артериях малого круга и в венах большого круга кровообращения
28. Антитела - вещества, способные избирательно пора
жать тот или иной вид бактерий или вирусов, вырабатываются в
1) тромбоцитах 3)эритроцитах
2) фагоцитах 4) лимфоцитах
29. Кровь из левого предсердия сердца человека и млекопитающих животных поступает в
1) аорту 3)нижнюю полую вену
2) правый желудочек 4) левый желудочек
30. К малому кругу кровообращения относятся вены
1) печени 3) легких
2) верхних конечностей 4) нижних конечностей
31. Снижение содержания эритроцитов и гемоглобина в крови может привести к
1) дефициту иммунитета 3) малокровию
2) воспалению легких 4) аллергии
32. Защита организма от инфекции осуществляется не только
клетками фагоцитами, но и
1) красными кровяными клетками - эритроцитами
2) кровяными пластинками -тромбоцитами
3) особыми белковыми веществами - антителами
4) резус-фактором - особым белком в эритроцитах
33. Артерии - это кровеносные со
суды, по которым кровь течет
1) к сердцу и в малом, и в большом кругах кровообращения
2) от сердца и в малом, и в большом кругах кровообращения
3) в малом круге к сердцу, а в большом круге от сердца
4) в большом круге к сердцу, а в малом от сердца
34. Ритмические колебания стенок артерий позволяют определить
1) количество сокращений сердца в минуту
2) кровяное давление
3) жизненную емкость легких
4) реакцию оседания эритроцитов
35. При артериальном кровотечении
1) кровоточит вся раневая поверхность
2) кровь вытекает равномерной не пульсирующей струей
3) вытекает кровь темного цвета
4) кровь алого цвета вытекает фонтанирующей струей
36. Вокруг попавшей под кожу занозы может образоваться гной, который состоит из
1) фибриногена, сыворотки и гормонов
2) погибших и живых фагоцитов, бактерий
3) погибших и живых эритроцитов, вирусов
4) лимфы и погибших тромбоцитов
37. Какой буквой на схеме большого
круга кровообращения обозначены артерии?
1) А 2) Б 3) В 4) Г
38. Давящая повязка -
1) защищает рану от инфекции
2) согревает раненую конечность
3) способствует образованию сгустка крови
4) уменьшает кровяное давление
39. Вакцина содержит
1) лейкоциты 2) лимфоциты
3) готовые белки-антитела 4)ослабленных возбудителей болезни
40. Какой цифрой на рисунке обозначен левый желудочек сердца человека?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
41. Больные малокровием употребляют
входит в состав
1) гемоглобина 2) лимфоцитов
3) тромбоцитов 4) фибриногена
42. 11 Давление крови на стенки крупных артерий возникает в результате сокращения
1) предсердий 2) левого желудочка
3) створчатых клапанов 4) полулунных клапанов
43. Самое высокое давление крови в
1) аорте 2) капиллярах
3) бедренной артерии 4) нижней полой вене
44. Красный костный мозг участвует в формировании
1) нервной ткани 2) клеток крови
3) железистого эпителия 4) губчатого вещества кости
45. Какие форменные элементы участвуют в свертывании крови?
1) фагоциты 2) эритроциты
3) лейкоциты 4) тромбоциты
46. Малый круг кровообращения заканчивается в
1) левом предсердии 2) правом предсердии
3) левом желудочке 4) правом желудочке
47. У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу
1) назначить правильное лечение
2) определить причину болезни
3) найти нужного донора
4) вычислить количество форменных элементов
48. В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в
1) камерах сердца
2) артериях большого круга кровообращения
3) венах малого круга кровообращения
4) капиллярах большого круга кровообращения
49. Принцип создания вакцин и их практическое применение ввел:
1) И. Мечников 3) Н. Пирогов
2) Л. Пастер 4) И. Павлов
50. Лимфатические сосуды несут лимфу в
1) артерии малого круга 3) вены большого круга
2) артерии большого круга 4) вены малого круга
51. Пассивный искусственный иммунитет возникает у человека, если ему в кровь вводят
1) ослабленных возбудителей болезни
2)готовые антитела
3) фагоциты и лимфоциты
4) вещества, вырабатываемые возбудителями
52. Вакцина содержит
1) яды, выделяемые возбудителями
2) ослабленных возбудителей
3)готовые антитела
3) убитых возбудителей
53. Предупредительные прививки защищают человека от
1) любых заболеваний
2) ВИЧ-инфекции и СПИДа
3) хронических заболеваний
4) большинства инфекционных заболеваний
54. Фагоцитозом называют
1) способность лейкоцитов выходить из сосудов
2) уничтожение лейкоцитами бактерий, вирусов
3) превращение протромбина в тромбин
4) перенос эритроцитами кислорода от легких к тканям
55. Какая кровь заполняет правую половину сердца человека?
1)артериальная
2) венозная
3) смешанная, с преобладанием углекислого газа
4) смешанная, с преобладанием кислорода
56. Лимфа, в отличие от крови, не содержит
1)эритроцитов 2) глюкозы
3)лейкоцитов 4) тромбоцитов
57. Сущность свертывания крови заключается в
1) склеивании эритроцитов
2) превращении фибриногена в фибрин
3) превращении лейкоцитов в лимфоциты
4) склеивании лейкоцитов
58. При планировании рождения ребенка важно учитывать наличие или отсутствие в крови родителей
1) резус-фактора, находящегося в эритроцитах
2) антител против кори и скарлатины
3) веществ, влияющих на свертывание крови
4) солей кальция и калия
59. Невосприимчивость организма к воздействию возбудителей заболевания обеспечивается
1) обменом веществ 3) иммунитетом
2) ферментами 4) гормонами
60. Какие вещества обезвреживают в организме человека и
животных чужеродные тела и их яды?
1) ферменты 2) антитела
3)антибиотики 4) гормоны
61. Если транспортировка раненого с наложенным жгутом
к врачу продолжается более двух часов, то следует
1) затянуть жгут как можно туже
2) рядом с первым жгутом наложить второй
3) ослабить жгут на некоторое время, а потом вновь затянуть
снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей
4) снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей
62. Первая доврачебная помощь при артериальном кровотечении состоит в
1) наложении шины 3) наложении жгута
2) обработке раны йодом 4) воздействии холодом
В1 Искусственный иммунитет может
1)быть врождённым
2)вырабатываться после перенесенного инфекционного заболевания
3)образовываться вследствие прививки культуры убитых микроорганизмов
4)вырабатываться после введения в организм ослабленных микробных ядов
5)быть обусловлен переходом защитных антител из крови матери в кровь плода
6)создаваться путём введения сыворотки, содержащей антитела
В 2 . Выберите признаки, характерные для лейкоцитов крови.
A) Живут 120 дней Б) Живут 10 дней
B) Безъядерные Г) В 1мм 3 5млн клеток
Д) В 1мм 3 8000 клеток Е) Содержат ядро
В 3. Установите соответствие между кровеносным сосудом и направлением движения крови в нем.
КРОВЕНОСНЫЙ СОСУД
Б) легочная артерия
B) легочная вена
В 5. Соотнесите форменные элементы крови с их признаками и функциями
Признаки и функции форменных элементов
1) безъядерные
2) срок жизни - 7-20 дней
3) фагоцитоз
4) транспорт кислорода
4) артерии большого круга кровообращения
В 7. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения.
A) вены большого круга
Б) артерии головы, рук и туловища
Г) капилляры большого круга
Д) левый желудочек
Е) правое предсердие
В 8. Установите, в какой последовательности надо расположить кровеносные сосуды в порядке уменьшения в них кровяного давления.
В)артерии
Г)капилляры
В 9 . Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца.
A) Правое предсердие
Б) Аорта
B) Левый желудочек
Г) Легкие
Д)Левое предсердие
Е) Правый желудочек
С1.1. С какой целью человеку измеряют пульс?
С 1.2. Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения?
С2 Внимательно прочитайте предложенный текст "Кровь" и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.
1. Кровь - жидкая эпителиальная ткань 2. Она состоит из жидкости, называемой сывороткой, в которой содержатся форменные элементы. 3. Среди форменных элементов выделяют эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. 4. Эритроциты транспортируют газы. 5. Лейкоциты обеспечивают свертывание крови. 6. Тромбоциты способствуют образованию тромба.
Прочитайте текст «Сердце» и выполните задания СЗ - С5.
Сердце - основной орган, обеспечивающий движение крови по сосудам. У человека оно состоит из четырех камер: двух предсердий и двух желудочков. Стенки левого желудочка толще, чем правого, поскольку он накачивает кровь в большой круг, сопротивление движению в котором больше, а давление крови выше, чем в малом круге кровообращения.
В покое сердце взрослого совершает в минуту около 75 циклов. В каждом цикле, продолжающемся 0,8 с, выделяют три фазы. В первую фазу наполненные кровью предсердия сокращаются, перемещая кровь в расслабленные в это время желудочки. Во вторую фазу сокращающиеся желудочки выталкивают кровь в аорту и легочные артерии. Третья фаза - общая пауза - короткий отдых сердца, заполнение предсердий кровью.
Однонаправленный кровоток обеспечивается раскрытием и смыканием в нужный момент клапанов сердца. Клапаны между предсердиями и желудочками называются створчатыми. Створки этих клапанов прикреплены сухожильными нитями к стенкам желудочков. Полулунные клапаны прикреплены к стенкам аорты и легочным артериям. Закрываясь, они препятствуют возврату крови в желудочки.
СЗ Прочитайте текст «Сердце». Заполните в таблице «Сердце и его работа» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
СЕРДЦЕ И ЕГО РАБОТА
С4 Используя материал текста «Сердце» и известные Вам знания, опишите движение крови по малому кругу кровообращения, отмечая те камеры сердца, в которых начинается и заканчивается этот круг.
С5 Используя материалы текста «Сердце» и известные Вам знания, решите следующую задачу. Известно, что сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение выталкивает 100 мл крови. Сколько крови за 1 минуту поступает в большой круг кровообращения?
Многие защитные приспособления организма являются врожденными, другие проявляются как реакция на происшедшее заражение. Известно, что человек, переболев некоторыми заразными болезнями (натуральной и ветряной оспой, корью, скарлатиной, коклюшем, свинкой и др.), при повторном заражении, как правило, не заболевает. Он оказывается защищенным от развития болезни приобретенным к ней иммунитетом. Такой иммунитет является строго специфичным: он действует лишь против возбудителей определенной инфекции.
Механизм приобретенной невосприимчивости весьма сложен, он обеспечивается рядом факторов. Среди них важную роль играют так называемый фагоцитоз и образование в крови особых защитных веществ - антител.
Фагоцитоз - явление, открытое и тщательно изученное знаменитым отечественным ученым И. И. Мечниковым. Сущность этого явления состоит в следующем. Белые кровяные тельца (лейкоциты) и клетки некоторых тканей организма обладают способностью активно захватывать и переваривать попадающие в организм микробы. Такие клетки И. И. Мечников назвал фагоцитами, что в переводе означает клетки-пожиратели. Отсюда произошло и название самого явления - фагоцитоз. При помощи фагоцитоза осуществляется, например, борьба организма со вторгнувшимися гноеродными микробами. Фагоцитоз играет большую роль и в развитии приобретенного иммунитета, который в значительной степени обеспечивается благодаря усилению фагоцитарной активности защитных клеток.
Второй важнейший фактор приобретенного иммунитета - антитела . Это особые защитные вещества, образующиеся в крови в ответ на действие микробов и их токсинов. Антитела являются видоизмененными белками (глобулинами) сыворотки крови. Воздействуя на микробов или соединяясь с их токсинами, они обезвреживают их. Таким образом происходит не только освобождение организма от возбудителя, но и развитие иммунитета, предохраняющего от заболевания этой инфекцией в будущем. Благодаря наличию антител кровяная сыворотка людей, перенесших ту или иную заразную болезнь, например дифтерию, корь, скарлатину, коклюш, полиомиелит и др., обладает соответствующими защитными свойствами. Следует отметить, что иммунитет приобретается не только после инфекционной болезни, проявляющейся рядом симптомов, но и после инфекции, протекавшей скрыто.
При вирусных инфекциях, помимо специфических антител, большую роль в защитных реакциях организма играет так называемый интерферон . Это - белковой природы вещество, которое образуется внутри клеток организма при проникновении в них различных вирусов. Интерферон препятствует размножению вируса в клетке и тем самым предохраняет ее от поражения. В отличие от антител интерферон не обладает строгой специфичностью: если он образовался в ответ на воздействие какого-либо определенного вирусного агента, то он защищает клетку и от многих других вирусов. Действие этого защитного фактора непродолжительно, он не обеспечивает длительной, стойкой невосприимчивости к вирусным инфекциям.
Иммунитет после перенесенного заболевания может иметь различную длительность и прочность. Так, после кори, оспы, ветряной оспы, свинки, коклюша, полиомиелита и ряда других инфекционных болезней создается стойкий пожизненный иммунитет. Повторные заболевания этими инфекциями происходят в очень редких случаях. При других инфекциях ( , грипп, катары дыхательных путей и пр.) иммунитет менее продолжителен.
ТЕМА 21. ЧЕЛОВЕК. ОРГАНЫ, СИСТЕМЫ ОРГАНОВ: ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ, ПОКРОВНАЯ, КРОВООБРАЩЕНИЯ, ЛИМФООБРАЩЕНИЯ. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Основные понятия темы:
Опорно-двигательная система и ее функции, Строение кости, Строение скелета, Особенности скелета человека, Группы мышц, Повреждения скелета, Строение, функции и повреждения кожи, Строение сердца и сосудов, Круги кровообращения, Состав крови, Функции клеток крови, Группы крови, Иммунитет, Лимфатическая система, Размножение и развитие человека
1. В состав пояса верхних конечностей входит
2. В сокращении мышечных волокон участвуют белки
3. К коже прикрепляются мышцы
4. Изгибы позвоночника человека связаны с
5. К производным эпидермиса кожи относят
1) сальные и потовые железы
2) ногти и волосы
3) молочные железы
4) подкожную жировую клетчатку и рецепторы
6. Эпидермисом называется
1) наружный слой кожи
2) внутренний слой кожи
4) подкожная жировая клетчатка
7. Большой круг кровообращения начинается в
8. Малый круг кровообращения называют
9. Артериями называют сосуды, по которым
1) движется только артериальная кровь
2) движется только венозная кровь
3) кровь движется к сердцу
4) кровь движется от сердца
10. Внутренняя среда организма образована
1) ферментами, водой и минеральными солями
2) лимфой, кровью и тканевой жидкостью
3) тканевой жидкостью и гормонами
4) гормонами и плазмой крови
11. Сывороткой крови является
1) межклеточное вещество
2) плазма без фибриногена
3) физиологический раствор
4) лимфа без фибриногена
12. Иммунитет обеспечивается фагоцитозом и способностью организма вырабатывать
15. Форменные элементы, обеспечивающие свертывание крови, называются
16. Естественный приобретенный иммунитет возникает после
3) болезни
4) прививки
17. Искусственный пассивный иммунитет возникает после
1) введения вакцины
2) введения лечебной сыворотки
3) болезни
4) прививки
18. Оказывая первую помощь человеку при обморожении, необходимо
1) растереть поврежденную часть тела снегом
2) согреть поврежденную часть тела горячей водой
3) наложить теплоизолирующую повязку и дать обильное горячее питье
4) растереть поврежденную часть тела снегом, а после согреть поврежденную часть тела горячей водой
19. При повреждении позвоночника пострадавшего следует положить
1) на твердую поверхность лицом вниз
2) на мягкую поверхность лицом вниз
3) на твердую поверхность лицом вверх
4) на мягкую поверхность лицом вверх
20. Гиподинамия – это результат
1) малоподвижного образа жизни
2) физического перенапряжения
3) болезни, связанной с перееданием
4) динамических повреждений скелета
21. У больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных
1) снижается количество эритроцитов в крови
2) разрушается иммунная система организма
3) уменьшается скорость свертывания крови
4) разрушаются тромбоциты
22. Артериальная кровь превращается в венозную в
2) лимфатических сосудах
4) печеночной вене
23. Венозная кровь превращается в артериальную в
1) капиллярах малого круга кровообращения
2) лимфатических сосудах
3) капиллярах большого круга кровообращения
4) печеночной вене
24. Наибольшая эффективность достигается при работе мышцы в
1) быстром темпе с максимальной нагрузкой
2) медленном темпе со средней нагрузкой
3) среднем темпе со средней нагрузкой
4) быстром темпе с минимальной нагрузкой
25. Лучшей профилактикой застоя венозной крови является
26. При ранении ржавым гвоздем пострадавшему следует
1) обработать рану и сделать прививку против столбняка
2) обработать рану и ввести противостолбнячную сыворотку
3) только продезинфицировать рану
4) отправить пострадавшего домой, перевязав рану
27. Естественный иммунитет практически не вырабатывается против
28. По какому признаку можно поставить диагноз: серповидно-клеточная анемия ?
1) отсутствие лимфоцитов
2) снижение количества лейкоцитов
3) изменение формы эритроцитов
4) повышение уровня гемоглобина
29. Для определения скорости свертывания крови надо делать анализ на
30. Утрачивают ядра в процессе специализации
31. Большой круг кровообращения у человека заканчивается в
В1. Из левого желудочка кровь направляется
А) к легким
Б) по артериям
В) по венам
Г) по малому кругу кровообращения
Д) к пищеварительной, выделительной и опорно-двигательной системам
Е) по большому кругу кровообращения
В2. Установите соответствие между характеристикой желез и их типом
Таблица для ответов:
Таблица для ответов:
Таблица для ответов:
В5. Установите последовательность кровеносных сосудов, по которым проходит кровь в большом круге кровообращения
А) Левый желудочек
Б) Правое предсердие
В) Капилляры
Г) Полые вены
Е) Средние и мелкие артерии
В6. Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца
А) правое предсердие
В) левый желудочек
Г) легкие
Д) левое предсердие
Е) правый желудочек
В7. Выберите признаки, характерные для лейкоцитов крови
А) живут 120 дней
Б) живут 10 дней
В) безъядерные
Г) в 1 мм3 5 млн клеток
Д) в 1 мм3 8000 клеток
С1. Как изменится состав крови у альпиниста , неделю находящегося на большой высоте? Почему?
С2. Человек спокойно ест яйца, мясо и другие продукты, содержащие белки. Почему же мясные и яичные белки не вводят сразу в кровь?
С3. Зачем в венах нужны клапаны?
С4. Какими тканями образована кожа человека? Чем отличаются эти ткани?
Цель : Изучить защитные свойства организма.
Задачи:
- Раскрыть материал о защитных свойствах организма.
- Познакомить с видами иммунитета.
- Выяснить профилактическую роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями и роль вакцин в выработке иммунитета.
- Объяснить сущность СПИДа.
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: проблемно-поисковый.
Формы урока: комбинированный урок.
Методы урока: наглядные, словесные.
Ход урока
Учитель. Что же такое иммунитет?
Когда во время эпидемии один человек заболевает, а другой нет, то говорят, что второй невосприимчив к инфекции, или иммунитету, а у первого иммунитет слабый или отсутствует вообще. Вот почему на вопрос: что такое иммунитет – чаще всего говорят: это состояние невосприимчивости организма к инфекции.
Человеку пересадили чужую кожу. Что тогда? Организм стремится разрушить или отторгнуть чужеродные для него вещества. В этом проявление иммунитета. Таким образом, иммунитет – это сила, которая охраняет внутреннее постоянство организма от вторжения живых и мертвых чужеродных тел. Благодаря иммунитету ни одна эпидемия не уничтожила всего человечества. Переболевшие же люди становятся еще более стойкими к действию микробов. Возбудители болезни отступали. С ними защитные силы организма при новой встрече расправлялись легче.
Что же составляет главную иммунную силу организма?
Ученикам предлагается прокомментировать рисунок.
Если в организм проникло много чужеродных тел, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и разрушаются. При этом освобождаются вещества вызывающие местную воспалительную реакцию, сопровождающую повышением температуры. Гной , при ангине, который образуется в тканях при воспалении, это скопление погибших лейкоцитов.
Фагоцитоз и выработка антител - единый защитный механизм называемый иммунитетом. Если чужеродных тел проникло в организм очень много, то фагоциты, поглощая их, сильно увеличиваются в размерах и, в конце концов, разрушаются. Защита организма от чужеродных тел осуществляется не только при помощи фагоцитоза. В организме также образуются особые белки - антител , обеззараживающие чужеродные тела и их яды. Лимфоциты - вид лейкоцитов.
Вывод : фагоцитоз и выработка антител - единственный защитный механизм, называемый иммунитетом.
Ученики называют механизмы (изученные ранее), препятствующие проникновению в организм инфекций: защитные барьеры организма против инфекций?
а) 1-й барьер – кожа, слизистые оболочки (слюна, слезы, пот);
б) 2-й барьер – элементы внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Какие клетки крови выполняют защитную функцию? (Лейкоциты ).
Как называется способ защиты организма от живых микроорганизмов и чужеродных веществ, попадающих в организм? (Иммунитет ).
Почему при пересадке органов возникает их отторжение? (Также благодаря иммунитету – в частности белковая несовместимость ).
Учащиеся самостоятельно изучают материал учебника с. 122 и заполняют схему «Виды иммунитета»:
Проверка правильности выполнения задания со схемой учебника приведенной на с.124.
Учитель . Естественный врожденный иммунитет – это невосприимчивость организма ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболеют этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в виде вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции, и после прививки человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Пассивный искусственный иммунитет – это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни – дифтерии.
Иммунные свойства организмов впервые открыл – Эдуард Дженнер , англ. врач (1749-1823) сделал первую прививку от оспы. Сообщение ученика.
В 1883 г. И.И. Мечниковым сформулирована теория иммунитета. Сообщение ученика.
Перед человечеством стоит вопрос «Как уберечь человека от заражения инфекционной болезнью». Сообщение учащегося о дифтерии.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с понятием «вакцина», «прививка», «лечебная сыворотка» с. 122 учебника.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью, например дизентерией, брюшным тифом, дифтерией вырабатывают исскуственный иммунитет. Для этого человеку делают прививки - вводят убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни.
Если заболевшему нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотка. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или людей, перенесших инфекционное заболевание. Против дифтерии также применяют лечебную сыворотку.
Вывод : иммунная система выполняет следующие функции:
- способность выявлять любые чужеродные агенты, попавшие в организм и отторгать их;
- отторгать чужеродные клетки, возникающие в самом организме вследствие мутаций;
- способность формировать иммунную память, которая может существовать в течение жизни и обеспечивать защитную реакцию на повторное внедрение микроорганизмов.
Учащимся предлагается вспомнить, какие инфекционные заболевания они знают или какими болели сами? Инфекционные (вирусы, бактерии) – ОРЗ, воспаление легких, грипп, птичий грипп, СПИД, коклюш, дифтерия, полиомиелит, корь, оспа.
Учитель. Какое страшное заболевание вам известно, разрушающее всю иммунную систему? (СПИД ).
Дается расшифровка понятию СПИД. Учащиеся делают сообщения об этом опасном заболевании.
Схема строения вируса СПИДа
«Вы должны знать меры профилактики ВИЧ/СПИДа»
- Воздержание.
- Соблюдать взаимную верность.
- Использовать презерватив.
- Избегать случайных половых связей.
- Не употреблять наркотики.
Итак, вы получили самое главное – понятие об иммунитете.
Закрепление : с.125 учебника.
Контроль
- Вакцина-это:
а) культура микробов;
б) культура ослабленных микроорганизмов;
в) плазма крови от переболевших людей или животных. - Первую прививку от оспы сделал:
а) Э.Дженнер;
б) И.И.Мечников;
в) Э.Пауль. - Кем было открыто явление фагоцитоза?
а) Э.Дженнер;
б) И.И.Мечников;
в) Э.Пауль. - Что такое иммунитет?
а) невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям;
б) образование антител;
в) процесс фагоцитоза. - Назови виды иммунитета:
а) естественный;
б) приобретенный;
в) искусственный.
Учащимся предлагается решить задачи (если не успели решить в классе, доделать дома).
- Дошкольник Игорь заболел корью в легкой форме и вскоре поправился, хотя никаких прививок ему не было сделано. Чем это можно объяснить?
- А. У него есть естественный врожденный иммунитет.
- Б. У него естественный приобретенный иммунитет.
- В. У него искусственный иммунитет.
- Г. У него есть тромбоциты.
- Д. У него есть эритроциты.
- Десять молодых рабочих, не сделавших своевременно предупредительную прививку от дизентерии, тяжело заболели этой болезнью, лечились в больнице бесплатно за счет государства и не работали целый месяц. На какую сумму они недодали народу нужного товара, если один рабочий производит продукции в среднем на 150 тысяч рублей в месяц? В чем заключается ущерб, нанесенный ими государству, семье, своему здоровью?
Домашнее задание : с.122 учебника. Рабочая тетрадь задание 96.
Защитная система организма, которая оберегает нас от вредных воздействий извне, называется иммунитетом. Чем крепче, сильнее защитная сила, тем здоровее человек. Существует неспецифический и специфический иммунитет, каждый вид одинаково важен. Для того чтобы наш организм вовремя справлялся с бактериями и вирусами и не давал развиваться заболеванию, иммунитет нужно постоянно укреплять. Формирование иммунитета, его обновление происходит на протяжении всей жизни. В статье разберем более подробно, как формируется специфический и неспецифический иммунитет. Что нужно делать, чтобы он вовремя справлялся со своей защитной функцией?
Понятие специфического иммунитета
Как специфический, так и неспецифический иммунитет формироваться начинает из стволовых клеток. В дальнейшем их пути расходятся: неспецифический отправляет свои клетки в селезенку, дорога специфического - в тимус или вилочковую железу. Там каждый из них превращается в антитела, которые уже выполняют свои защитные функции. Чем больше н а своем пути иммунная система встречает микроорганизмов, тем больший запас антител у нее появляется для борьбы с различными заболеваниями. Это и служит ответом на вопрос, почему домашние, изнеженные дети чаще болеют, чем те, которые растут на природе, на свежем воздухе.
Приобретенный (специфический) иммунитет - это способность организма не воспринимать определенные инфекции, формируется она всю жизнь. Специфический иммунитет в медицине подразделяют на два вида: активный и пассивный. Каким путем создается специфический иммунитет активный? Специфический иммунитет связан с фагоцитозом. Он появляется после перенесенных заболеваний либо при вакцинации, когда вводятся ослабленные бактерии и вирусы. Как только иммунная система сталкивается с возбудителем, происходит выработка антител. Повторное заболевание, вызванное этими же вирусами, пройдет в более легкой форме или совсем минует организм. Антитела, уже существующие в организме, быстро нейтрализуют врагов.
Пассивный специфический иммунитет
Для формирования в организм искусственно вводятся уже готовые антитела. Так, например, используется Также пассивный иммунитет формирует грудное вскармливание, вместе с молоком матери ребенок уже получает готовые защитные антитела.
Активный специфический иммунитет - это реакция на определенного возбудителя. Так, например, она появляется после вакцинации от оспы. Следует помнить, что наличие антител в крови, их активная работа, сопротивление возбудителям зависят от общего состояния иммунной системы, ее здоровья.
Неспецифический иммунитет
Формирование неспецифического, как и с пецифического иммунитета связано с фагоцитозом. Врожденный передается на м от родителей с генами, составляет он 60% всех наших защитных сил.
Фагоциты - клетки, которые поглощают чужеродные нам организмы. Формируются из стволовых клеток, "инструктаж" проходят в селезенке, где учатся распознавать чужаков.
Действует неспецифический иммунитет эффективно и просто: обнаруживает антигены и сразу их удаляет. Важная миссия и особенность неспецифического иммунитета - способность бороться и уничтожать опухолевые раковые клетки.
Как организована защита в нашем организме
На пути микробов первым барьером встает наша кожа, а также слизистые. Кроме механической защиты они еще обладают и бактерицидными свойствами, при условии, что на них нет повреждений. Защита обеспечивается секретами сальных и потовых желез. К примеру, уже через 15 минут при контакте со здоровой кожей погибает возбудитель брюшного тифа. Слизистыми выделяются секреты, которые крайне губительны для микробов.
Если микробы высокопатогенны или их атака слишком массированная, барьеров слизистой и кожи становится недостаточно. В таких случаях бактерии и вирусы проникают в организм. Возникает воспаление, при котором происходит включение сложных механизмов иммунитета. За работу принимаются лейкоциты, фагоциты, происходит выработка специальных веществ (иммуноглобулина, интерферона) для борьбы с «врагом». Такие реакции организма вызывает неспецифический иммунитет.
В это же время подключается специфический иммунитет, который образовывает факторы защиты - антитела, направленные на борьбу с определенным микробом. Во многом эффективность и скорость выработки антител будет зависеть от того, посещал ли уже организм данный возбудитель. Специфический иммунитет обеспечивается уже имеющимися антителами. Знакомые патогенные микроорганизмы будут быстро уничтожены. Если столкновения еще не было, то организму требуется время для выработки антител и для борьбы с новым незнакомым «противником».
Структура иммунной системы
Специфический иммунитет обеспечивается лимфоцитами одним из способов: гуморальным или клеточным. Вся иммунная система представляется в виде комплекса лимфоидной ткани и лимфоидных органов. Относятся сюда:
костный мозг;
селезенка;
тимус;
лимфатические узлы.
Также в состав иммунной системы включены:
носоглоточные миндалины;
лимфоидные бляшки в кишечнике;
лимфоидные узелки, находящиеся в слизистой ЖКТ, урогенитальных путей, дыхательной трубки;
лимфоидная диффузная ткань;
лимфоидные клетки;
межэпителиальные лимфоциты.
Главными элементами в иммунной системе можно назвать лимфоидные клетки и макрофаги. Лимфоидные органы являются для лимфоидных клеток «складами».
Что ослабляет иммунитет
Из-за чего у человека происходит Организм теряет свои защитные свойства из-за ряда причин, к которым можно отнести:
неполноценное питание, нехватку витаминов и минералов;
злоупотребление гормональными препаратами и антибиотиками;
хронические стрессы и усталость;
воздействие радиационной обстановки, атмосферных загрязнений.
Кроме этого, снизиться иммунитет может после оперативного вмешательства, наркоза, при большой кровопотере, ожогах, травмах, при интоксикациях и инфекциях, при частых простудах, хронических заболеваниях. Особенно снижение иммунитета проявляется после ОРВИ и гриппа.
Отдельно нужно выделить детский иммунитет. В период развития ребенка выделяют пять этапов, когда иммунитет может снизиться до критической отметки:
возраст до 30 дней;
с 3 по 6 месяцы;
на 2 году жизни;
с 4 по 6 год;
в подростковом возрасте.
В педиатрии даже существует понятие ЧБД (часто болеющие дети), сюда относятся малыши, которые заболевают четыре раза за год и более.
Укрепление иммунитета
Чтобы усилить защитные функции, необходимо принимать меры по укреплению неспецифического и с пецифического иммунитета.
Неспецифический иммунитет укрепляется, если повышается общая сопротивляемость организма. Как правило, когда говорят, ч то нужно укрепить иммунитет, имеют ввиду именно неспецифический вид. Что для этого требуется:
соблюдение режима дня;
полноценное питание - содержание в пище необходимого количества минералов, витаминов, аминокислот;
зан ятия спортом, закаливание организма;
при ем препарат ов, укрепляющи х и усиливающих иммунитет, например с бета-каротином;
Избега йте частого приема антибиотиков, придержива й т е с ь только назначений врача.
Укрепление (создание) специфического иммунитета
Специфический иммунитет создается путем введения вакцины. Действует он целенаправленно против какого-либо заболевания. Стоит учитывать, что при проведении активной вакцинации, то есть при вводе ослабленных возбудителей болезни, защитные реакции организма сразу же направляются на выработку антител для борьбы с недугом. Вследствие этого реакция организма на другие инфекции временно ослабляется. Поэтому перед проведением вакцинации необходимо повысить, укрепить собственный неспецифический иммунитет. В ином случае есть вероятность быстро подхватить какой-либо вирус.
Способность иммунитета противостоять каким-либо «вторжениям» во многом зависит от такого фактора, как возраст человека. К примеру, иммунитет новорожденного располагает только теми антителами, которые передались ему от матери, поэтому в есть большая вероятность различных заболеваний. Издавна принято не показывать малыша посторонним в первый месяц и не выносить из дома, чтобы защитить его от различных специфических антигенов. У людей в пожилом возрасте снижается активность вилочковой железы, поэтому они часто становятся беззащитными перед различными вирусами. При выборе иммунокоррекции эти особенности возрастов необходимо учитывать.
Прививки
Вакцинация является надежным способом приобретения специфического иммунитета и возможностью защититься от конкретного заболевания. Активный иммунитет формируется за счет выработки антител на введенный ослабленный вирус. Сам по себе он не способен вызвать заболевание, однако способствует включению иммунитета, который реагирует именно на это заболевание.
Важно помнить, что после любой прививки может наблюдаться реакция, а также небольшие побочные эффекты в легкой форме. Это нормально, не стоит паниковать. У ослабленных детей часто обостряются хронические заболевания после прививок, потому что силы основного иммунитета направляются на выработку антител к введенному препарату. лучше реагируют, частота развития побочных эффектов не превышает 2%. Для того чтобы избежать осложнений, необходимо организм подготовить, нормализовать неспецифический иммунитет. Для этого подойдут все меры, описанные выше.