Обучение грамоте буква к в подготовительной группе. Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Согласный звук К (К’)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми
старшей логопедической группе «Ступеньки грамоты».
«Звуки К, Кь и буква К».
Учитель-логопед ГБДОУ № 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Онегова Т.Л.
Цели занятия:
Коррекционно-обучающие:
Познакомить со звуком и буквой К, учить выделять звук среди других звуков в слогах, словах.
Способствовать формированию понятий «гласные звуки», «согласные звуки», различия понятий «звук» - «буква».
Коррекционно-развивающие:
Способствовать развитию детей в познавательно-речевом направлении с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
Научить чётко произносить звук [к] и [кь,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
Упражнять в выполнении звукового анализа слов типа «мак», читать слова типа «ком», «мука».
Развивать фонематическое восприятие, память, внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат, общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание.
Формировать интегративные качества детей: любознательность, активность и другие.
Воспитательные:
Вызвать эмоциональный настрой детей
на занятие.
-Воспитывать чувство
ответственности, взаимопомощи.
Оздоровительные:
Применение здоровьесберегающих технологий: содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.
Обучать расслаблению мышц - релаксации (во время физминутки).
Оборудование:
Презентация по теме.
Музыкальное оформление:
Песня «Азбука» В. Волиной из сборника «Музыкальный алфавит»,
« Музыкальная азбука». Буква «К».
Пособие «Чудо-ёлочка», «Буквы на шарах».
Методы:
Эмоциональный настрой, игровая
мотивация, словесный, наглядный,
практический.
Приемы:
Сюрпризный
момент, совместная речевая деятельность,
введение в воображаемую ситуацию,
художественное слово, физкультурная
минутка, использование музыки,
использование ИКТ.
Предварительная
работа:
Знакомство с гласными и
согласными звуками; деление слов на
слоги; работа с предложением, с рассказом;
звуковой анализ слогов, слов; нахождение
и придумывание слов с заданным звуком,
чтение слов, знакомство со сказкой
Г.Юдина «Как варить компот».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
У нас сегодня на занятии гости, наши мамы, бабушки. Поприветствуем дружно наших гостей.
А нас ждёт занимательное путешествие.
1,
2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам
начинать.
Вы друг другу улыбнитесь,
И
тихонечко садитесь.
Итак, в путь!
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем путешествовать по Звукограду. Это город звуков и букв! (слайд)
Клоун Капитоша: Ой! Здравствуйте, я клоун Капитоша!
Ребята, возьмите меня в Звукоград, я очень хочу повстречаться с любимым звуком и буквой.
Ну, что ребята, возьмем с собой Капитошу? (–Да!)
Но какой же твой любимый звук? Моё имя начинается с этого звука - Кклоун Ккапитоша!
Ребята! Догадались, какой это звук? («К»).
Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителе Звукограда звуке и букве «К», познакомимся поближе и запомним его.
Где же мы будем искать звук «К»?
3.Повторение.
Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки и буквы!
Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем) (слайд).
В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.
На улице Гласных живут легко, свободно, поющие звуки – гласные. Почему они гласные (когда мы их произносим, воздух проходит свободно, нигде не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь).
Назовите, с какими гласными мы уже знакомы! (А,У,О,И).
Догадайтесь, какой звук я произнесла? (по беззвучной артикуляции).
Какие это звуки? (гласные)
«Гласные тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Звать и аукать…» В. Берестов
На улице Согласных звуки не умеют петь, им живется трудновато, при произнесении есть преграда, но зато они пыхтят, шипят, свистят – это согласные звуки.
Почему они согласные? (при произнесении встречается преграда: губы, зубы, язык; звуки, при произношении которых воздух задерживается, называются согласными)
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь». В. Берестов
Вспомните, с какими согласными мы знакомы? Звонкие - Н, М; глухие - П, Т.
4. Артикуляция, характеристика звука К.
Давайте подумаем, где в Звукограде живёт звук «К», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция. Произнесем еще раз звук [ к ], [ кь ] и понаблюдаем положение языка, губ, зубов (когда мы произносим эти звуки губы раскрываются, кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть языка поднимается к нёбу и препятствует выдыхаемому воздуху.) Язык создаёт преграду.
Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
Верно. Какой же это звук? Согласный.
На картинке изображен «кот».
Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо).
Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.
Давайте произнесем слово «кит» Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим - кружком зелёного цвета.
Вывод: звук [ к ] может быть твердым и мягким.
Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?
(Звуки,
при произношении которых голос не
участвует, называются глухими.)
Согласный,
бывает твердым и мягким, глухой.
5. А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».
Клоун принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]
(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер…)
Деление слов на слоги.
6. Игра: «Подними сигнал», когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове:
М, н, к, т, п, к
Та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак
Стол, ком, зима, кот, мак, комар.
Игра «Повтори, не ошибись».
Повторить слоговые ряды, на тарабарском языке, возвращая сигнальчик:
ка-ко-ку; ак-ок-ук; ка-ку-кы; ак-ук-ык; ку-ка-кы; ук-ак-ык; ок- ук- ик.
7. Физминутка
«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)
Добрались до звука «К».
Есть слова, где К - в начале, (наклон)
Есть слова, где К – в конце …» (наклон)
Игра «Звуковой поезд».
- «Определи место» звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова.
Разложить предметные картинки:
коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.
(в 1- вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К»,
во второй - в конце слова.
- «Что лишнее?» - лишняя картинка - собака, в слове звука в середине [К].
Во 2 вагоне едут? «Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка.
8. Знакомство с буквой. Клоун изобразил букву К.
Что вы видите на этой картинке? Кто изображен? (клоун)
Ай, да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К. Е. Тарлапан.
«На прямую палочку справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит».
Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К.
Букву К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.
Слушаем песенку «Буква К», музыкальная азбука, выполняем
физкультминутку. (Слайд).
9.Упражнять (Слайд) в чтении прямых и обратных слогов: ак, ок, ук, ик.
Клоун приготовил фокус «Чудо-Ёлка».
«Лесная красавица в гости пришла,
На ветках зелёных шары принесла.
Внимательно эти шары рассмотри
И слоги на них поскорее прочти».
(Дети рассматривают наборное полотно, читают.)
В ходе игры выполняется:
Анализ обратного слога с помощью символов: АК, ОК, УК, ИК.
Динамическая пауза.
АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)
ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)
УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).
ИК-ИК-ИК. Вот какой котик.
Назвать слова, в которых услышали звук К.
Читаем слоги: КА, КО, КУ, КИ.
Упражнение:
Придумать слова со слогом: ка (капуста, капля), ко (кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит, кино).
Игра в мяч: «Добавь слог КА, назови слово целиком».
Бул-ка, игол-ка, гор-ка, зай-ка, сказ-ка, загад-ка, баран-ка, рубаш-ка, вареж-ка, короб-ка, ромаш-ка.
10. Упражнение: «Клоун-жонглёр».
Упражнять в составлении слов из заданных букв (на шарах).
«Рады взрослые и дети, смехом цирк наполнен,
Потому что на арене появился клоун.
Это клоун наш весёлый, он жонглёр известный!
Составляет он слова очень интересно! Прочитаем их!
Ком, ток, кок, мука, мак, кот, кит.
11. Отгадайте загадку. Звуковой анализ слова МАК.
12.Вспомните, какие животные, птицы продолжают поездку на поезде?
Кто путешествует в 1-м вагоне? (кот, корова, коза, курица, кролик).
Из какой они сказки?
Это герои сказки Георгия Юдина «Как варить компот».
Работа по сказке.
Читаю сказку, а вы запоминайте, будем её рассказывать,
запоминайте слова со звуком К, Кь, которые встретятся в сказке.
«Как варить компот».
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:
Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!
Ну и как же его варить?
Принесите каждый все самое вкусное, остальное – за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик – клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
Готово! Кушайте на здоровье!
Попробовали друзья, плюются:
Компот называется! Сам ешь!
Почему же так невкусно получилось? – мрачно размышлял кот.
Ответы на вопрос кота.
Слова со звуком к, кь.
Пересказ сказки с помощью мнемотаблицы.
13.Ребята, клоун приглашает нас в мастерскую, изготовить букву «К».
Родители
нам помогут! (вы украсите букву «К»
цветной бумажной крошкой или крошкой
из пенеплена). Дарим 1 поделку Клоуну.
Клоун:
Вот
спасибо, помогли,
Звук и букву «К»
нашли.
Вам я очень благодарен,
Вы,
ребята, молодцы!!!
Я хочу поблагодарить вас за помощь, за букву К.
И подарить вам книги.
Книга - лучший подарок для девочек и мальчиков!
Мне пора в цирк, на представление, до свидания друзья, до новых встреч!
Ребята! И нам пора возвращаемся в детский сад.
«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)
1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)
Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?
14.Итог.
С какой буквой мы с вами познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)
Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)
Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.
До свидания!
Конспект занятия по обучению грамоте для старшей группы «Согласный звук К (К’). Буква К. Предложение»
Цель:
Расширять словарный запас ребенка, словами со звуком К(К’); упражнять детей в прочтении слов разной структуры; развивать связную речь описательного характера; отрабатывать разные интонации для передачи своих чувств; упражнять в составлении предложений с разными знаками препинаниями.
Оборудование:
Предметные картинки со звуком К, предметные картинки «кошка», «мышка», «слон»; сахар рафинад.
Ход занятия:
Упражнение на внимание. Чтение стихотворения
(стихотворение читается два раза)
Вот сколько на К я сумею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
Корова, квартира, картина, ковер,
Кладовка, калитка, комод, коридор…
Ой, хватит! И буква ведь может устать!
Назовите слова со звуком К(К’), которые запомнили.
А сейчас давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).
Чтение слоговой таблицы с составлением слов в индивидуальных кассах
РУ КУ ЛУ
РА НА ША
РЫ КА МА
Давайте прочитаем эти слоги.
Составление слов
Попробуем составить слова (предложить детям попробовать сначала составить самим, затем совместное составление)
Составление схемы слова
После составления слов, детям предлагаются карточки со словами для составления схемы слова. (Слова: Рука, Каша.)
Работа над предложением
Произнеси фразу «Посмотри на меня». Ласково, мягко попроси. Резко прикажи.
Составление предложения
Детям предлагается ряд слов и знаков препинания (на доске): «Ромы У мак рос.!?» Составляется предложение, используя разные знаки препинания, прочитываем предложения. Затем аналогичная работа выполняется индивидуально.
Составление схемы предложения
После составления и прочитывания предложений индивидуально, предложить детям составить схему полученного предложения, обратить внимание детей на предлог «У», он является словом и обозначается также.
Физминутка «Где мы слышим букву К»?
Где мы слышим букву «К»?
(Дети прикладывают ладини к ушам и «прислушиваются»)
В слоге «ко» и в слоге «ка»,
(Покачивают коловой)
В слове «кит» и в слове «кот»,
В слове «ток» и в слове «крот».
(Ставят руки на пояс и поворачиваются влево-вправо)
В слове «крошка»,
(Наклоняются)
В слове «кладь»,
(Подпрыгивают)
Фронтальная работа. Дидактическая игра «Составь, прочитай и опиши»
Воспитатель загадывает загадки, дети разгадывают и отгадки составляют из букв азбуки большого формата на доске. Дети читают слово и рассказывают все, что знают об этом животном, предложить изобразить животное
Загадки
Загадка про кошку
У порога плачет,
Коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.
(кошка)
Загадка про мышку
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке.
Потому что до темна
В норке прячется она.
(мышка)
Загадка про слона
У этого крошки
Столбики –ножки,
Глаза-поварешки,
А ушки покуда
С столовое блюдо.
(слон)
Загадка про сахар
Он тверд и бел,
Как будто мел,
И ты его немало съел.
(сахар)
(Предложить детям попробовать сахар рафинад).
Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон»
(с целью дополнения знаний о животных)
У одного индейца был слон. Хозяин дурно кормил его и заставлял много работать. Один раз слон рассердился и наступил ногою на своего хозяина. Индиец умер. Тогда жена индийца заплакала, принесла своих детей к слону и бросила их слону под ноги. Она сказала: «Слон! Ты убил отца, убей и их». Слон посмотрел на детей, взял хоботом старшего, потихоньку поднял и посадил его себе на шею. И слон стал слушаться этого мальчика и работать на него. Почему слон так поступил?
Итог занятия
Какой звук мы повторили? (К, (К’)) Звук К (К’) обозначается буквой К. Теперь давайте каждый назовет слово с данным звуком. Слова придумали, молодцы. Сейчас составим предложения с данным словом, используя разные знаки препинания.
Тема: «Звук и буква «К»
(подготовительная группа)
Программное содержание:
Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце); произносить звук [к] и [к,], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
Упражнять в образовании множественного числа существительных.
Совершенствовать навыки звуко - слогового анализа.
Развивать связную речь ребенка, память, внимание.
Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
Воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа:
знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
Материал и оборудование:
свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
Методы:
словесный, наглядный, практический.
Приемы:
сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К., для этого мы отправимся в королевство звуков.
Дети слышат сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда,
Помогите, детвора,
В замок мой ворвался ветер
Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал,
Чтобы замок вновь собрать,
Нужно знанья показать.
Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача.
С делом справитесь иль нет,
Вам подскажет мой секрет».
Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К"- К"- К"- К", попробуйте. (дети произносят К"- К"- К"- К").
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трдно.
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Воспитатель: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Воспитатель: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол(к), а много (волки)
Рыба(к), а много (рыбаки)
Моря(к), а много (моряки)
Като(к), а много (катки)
Завтра(к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть - крышу).
Воспитатель: Выйдем на полянку
Сядем все в кружок
И найдем от замка
Следующий кусок.
Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).
Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят
В дом попасть они хотят
Но не знают – как? Куда?
Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
1 - коза, корова, кабан,
2 - собака, белка,
3 - волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся),
С головою нас накрыл (закрывают голову руками),
Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой),
Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг),
Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга),
И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Воспитатель: Тут дорога впереди
Может нам туда пойти
Вот еще одна стена
Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).
Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Андрей? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Кира? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Дима: Катя кушает конфету.
Вера: Катя кушает конфету.
Вова: Катя кушает конфету.
Гоша: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось - Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.
- Сколько слов у тебя Коля?
Коля: В этом предложении три слова.
А у тебя Матвей?
Матвей: В этом предложении три слова.
Какое первое слово в этом предложении, Маргарита?
Маргарита: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Илья?
Илья: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку - стену).
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.
(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха!
Зря вы спорите со мной,
Я могучий ветер, злой.
Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку,
Где отыщите ее,
Будет там вам и окно.
А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я!
Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер.
Ветер: Серая по лужку она важно бродит,
Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Воспитатель: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку - утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?
- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначаем синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначаем синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Андрей: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Дима: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Илья: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Вероника: В этом слове всего 2 слога.
Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы и т.д
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Сказка» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан
учитель-логопед Валимухаметова Ферюза Кабулжановна
Тема: Звуки [К], [К’]. Буква К.
Коррекционно-образовательные цели . Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов. Знакомство с буквой К.
Закрепление знаний о предложении.
Продолжать упражнять детей в выкладывании схем, подбору слов к данным схемам; чтение коротких слов;
совершенствовать навык слогового чтения по таблице Зайцева.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фразовой речи, слухового и зрительного внимания, логического мышления, слуховой памяти, умения слушать и слышать инструкции педагога.
Развитие тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: предметные картинки на звук [к], пеналы для звукового анализа, демонстрационная таблица А.Н. Зайцева, индивидуальные кассы букв, тетради для письма.
Ход занятия
Организационный момент: Сядет тот, кто вспомнит и назовет слова со звуком [к], [к’].
Постановка цели.
Сегодня на занятии мы будем работать с буквой «К».
Повторение пройденного материала:
Какие звуки обозначает буква «К»? ([К], [К’])
Расскажите о звуке [К]? Расскажите о звуке [К’]?
Работа с предметными картинками. Определение лишней картинки в ряду:
Посмотрите на картинки. Назовите их. Кто это?
Какая птица лишняя? Почему?
(Лишняя птица - цапля, потому что в этом слове нет звука [К])
голубь дятел ворона ласточка
(Лишняя - ласточка, потому что в этом слове слышится звук [К]).
Определение места звука [к] в слове.
У детей на столах картинки, в названии которых слышится звук в начале и в конце слова: книга, паук, лук, мак, куст, сок, кот, финик, барсук, конь, фартук, конфета, калоши, капуста, клен, сук.
Дети по одному выходят к доске называют картинку и ставят ее к одной из полосок-схеме, в соответствии с позицией звука [к] в слове.
РАБОТА ПО демонстрационной ТАБЛИЦЕ ЗАЙЦЕВА.
Логопед: Звонко лапки ставит киска
Наша киска пианистка.
Ей по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя:
К КА КО КУ КЫ КЭ КЬ КЯ КЁ КЮ КИ КЕ
Дети вместе с логопедом пропевают слоговые дорожки, поочередно то низким, то высоким голосом.
Затем парами: К-КЬ КА-КЯ КО-КЁ КУ-КЮ КЫ-КИ
Игра «Живые звуки»
Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Живые звуки». Вызывает 3 детей.
первый - Стас - звук К.
вторая - София - звук О.
третий - Ратмир - звук Т.
Встаньте по порядку, а мы с ребятами прочитаем слово.
(хором читают КОТ )
КОТ - кто это?
Кот - это домашнее животное.
Найдем это слово на нашей таблице: КО-Т
7. ФИЗМИНУТКА «ГНОМЫ»
Динь-дон, динь-дон,
Гномы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Подметают все кругом.
Мы к ним в гости пойдем
И подарки принесем.
На пол мягкую дорожку,
Расстелив ее к порожку.
Две подушки на диван,
Меду липового жбан.
(Дети выполняют соответствующие движения)
8. РАБОТА С КАССАМИ БУКВ.
Логопед: - Возьмите кассы букв. Вспомните и выложите из букв слово - КОТ.
Ребята, придумайте красивые предложения со словом КОТ .
Дети: В нашем доме живет кот Васька. Кот поймал мышку. У нашего кота пушистый хвост. и т.д.
Какое еще слово можно получить из букв К, О, Т? (ТОК, КТО)
А теперь измените одну букву в слове КОТ, чтобы получилась большая -пребольшая рыба. (КИТ)
Логопед: - Молодцы, со всеми заданиями справились.
9. Пальчиковая гимнастика «Дом на горе»
На горе мы видим дом
Много зелени кругом.
Вот-деревья, вот кусты,
Вот душистые цветы.
Окружает все забор,
За забором - чистый двор.
Мы ворота открываем,
К дому быстро подбегаем.
В дверь стучимся: тук-тук-тук,
Кто-то к нам идет на стук…
В гости к другу мы пришли
И подарки принесли.
(дети выполняют соответствующие движения с логопедом)
10. РАБОТА В ТЕТРАДИ.
Дети открывают свои тетрадочки (сопровождая действия «волшебными словами»):
«Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я, друзья от вас не скрою - карандаш вот так возьму - показывают как надо правильно держать карандаш!
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
(Логопед обращает внимание:правильно ли лежит тетрадь на столе, локоть ребенка не надолжен свисать со стола...)
Задания:
Логопед:Ребята, сначала
1. Дорисуйте большую букву К и маленькую букву к до конца строчки.
2. Обведите в синий кружок только те буквы «К», которые написаны правильно.
ИТОГ. Оценивание деятельности детей.
Ребята, с какой буквой играли? Что понравилось на занятии?
Сегодня, все старались, были активными, помогали друг другу. Молодцы.
Сначала встанут дети, в имени которых слышится звук [К] - Карина, Максим, cо звуком [К’] - Никита, Кирилл.