История жизни. Биография Эйфель александр гюстав биография
«Мастер железа» Александр Гюстав Эйфель - французский инженер, архитектор и предприниматель, наиболее известный благодаря своему значительному вкладу в городской пейзаж - Эйфелевой башне. Но своё прозвище Эйфель получил не только благодаря визитной карточке Парижа. Его мосты, купола, вокзалы и другие архитектурные подвиги оказали огромное влияние на строительство и проектирование, и стали примером дизайнерской революции XIX века. Для вас мы собрали 6 самых известных инженерных сооружений Гюстава Эйфеля.
ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ, ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ
Самым знаменитым произведением Эйфеля, которое затмило славу самого инженера, стала Эйфелева башня. Но изначально символ Франции был всего лишь временным проектом, который должен был служить входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.
Проект Эйфелевой башни, которая тогда называлась просто 300-метровой башней, не был заслугой самого Гюстава Эйфеля . Сама идея была создана Морисом Кёхленом и Эмилем Нугье, сотрудниками Эйфеля. Впрочем, позже инженер выкупил исключительное право. А эстетичный вид башне предал архитектор Стефан Совестр, чтобы «металлический монстр» хоть как-то мог вписаться в изысканную архитектуру Парижа. Его авторству принадлежит обшивка цокольных опор башни камнем и идея связать их и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.
Но именно благодаря инженерному таланту и революционным методам строительства Гюстава Эйфеля стало возможным сложить башню всего за два года. Именно эти короткие сроки и стали одной из причин, по которой Эйфель выиграл конкурс. А сам инженер, узнав о своей победе, гордо заявил:
«Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»
Строительство началось в 1887 году и продлилось два года. Гюстав Эйфель получил разрешение на эксплуатацию башни в течении 25 лет, после чего она должна была быть разобрана. От сноса сооружение спасла такая банальная вещь как радиоантенна, которая располагалась на верхушке. В 1957 году на башне появилась и телевизионная антенна, которая увеличила высоту стальной конструкции до 320,75 м. Сегодня на башне расположено огромное множество теле- и радиоантенн.
ВОКЗАЛ НЬЮГАТИ, БУДАПЕШТ, ВЕНГРИЯ
Одной из главных достопримечательностей Будапешта, как ни странно, является вокзал. Железнодорожный вокзал Ньюгати до сих пор играет важную роль в инфраструктуре страны, хотя построен он был 1874-77 годах. И руководил строительством ни кто иной, как Гюстав Эйфель . Архитектор придумал весьма необычное для того времени решение, которое многие современники сочли даже авангардным: вместо того, чтоб снести старое здание вокзала, Эйфель накрыл его «металлическим куполом», таким образом построив новое здание прямо поверх старого. А чтоб сделать здание более изящным, он добавил стеклянный фасад, который скрывает каркас из литого металла - главную опору здания.
УНИВЕРМАГ «БОН МАРШЕ», ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ
Вы точно слышали о «Бон Марше», но вряд ли догадывались, что старейший универмаг Парижа был спроектирован Гюставом Эйфелем . В 1876 году, представив свой проект, он стал законодателем архитектурной моды. Дело в том, что он впервые предложил украсить здание стеклянной крышей и чугунными мостиками. С того момента детали из функционального метала стали самым модным украшением в оснащении зданий.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДОМ, ИКИТОС, ПЕРУ
Идея постройки железного дома в Перу принадлежит миллионеру дону Ансельмо де Агила, который хотел превратить Иуитос в перуанский Париж, но его проект был создан в 1887 Гюставом Эйфелем. Так как на тот момент в стране преобладали деревянные здания, такой дом должен был стать символом невероятной роскоши, так как постоянные дожди вызывали коррозию металла, и дом требовал постоянного ухода. К сожалению, дом оказался совершенно непригодным для жизни, так как солнце накаляло металл до огромных температур, и в дневное время в нём было невозможно находиться. Железный дом постоянно переходила из рук в руки. Нынешний владелец расположил на первом этаже сувенирные лавки, а на втором кафе.
МОСТ МАРИИ ПИИ, ПОРТУГАЛИЯ
Несмотря на то, что самым знаменитым творением Эйфеля сегодня является башня, при жизни он был также знаменит как проектировщик мостов. Всего Гюстав Эйфель построил шесть мостов, и первым из них стал мост через реку Дору в Португалии, который также называют Воздушным. Его проект выиграл в конкурсе 1875 года, в первую очередь, благодаря тому, что был самым дешевым из восьми предложенных вариантов. Но и здесь Эйфель не обошёлся без инженерных новшеств в сочетании металлоконструкций. Мост длиной 160 метров возвышается на 60 метров над рекой и на протяжении семи лет был лидером по длине пролета. В 1991 году мост Понте-де-Дона-Мария-Пиа получил статус национального памятника, а для переправы был построен новый мост Понте-де-Сан-Жуан.
СТАТУЯ СВОБОДЫ, НЬЮ-ЙОРК, США
Не известно, смогла бы Америка наслаждаться сегодня одним из своих главных символов, Мисс Свободой, если бы Гюстав Эйфель не приложил к ней свою руку. Скульптор Фредерик Огюст Бартольди, ответственный за статую Свободы, долгое время не мог решить проблему с внутренней конструкцией башни. Для этого он и обратился к Эйфелю, который решил применить стальную опору и создать железный каркас, позволяющий статуе сохранять вертикальное положение. Таким образом, Статуя Свободы была построена во Франции, потом разобрана, отправлена в США и вновь собрана в Нью-Йорке.
Гюстав Эйфель скончался 27 декабря 1923 года от пневмонии в возрасте 91 года, оставив после себя больше 10 инженерных творений.
В 1855 получил диплом инженера в Центральной школе искусств и мануфактур в Париже. До строительства Эйфелевой башни был известен своими импозантными стальными конструкциями для мостов, Понте де Дона Мария Пиа через Дору у Порту в Португалии, а также железнодорожного моста длиной 500 метров в Бордо, вокзалов в городе Будапешт. Он завершил также виадук де Гараби - железнодорожный виадук в южной Франции, - который вознёсся над долиной на высоте 122 метров и был в своё время самым высоким в мире. Принимал участие в строительстве железного каркаса для нью-йоркской статуи Свободы, в конкурсе на возведение Троицкого моста в Петербурге, в амазонской глубинке построил т.н. Железный дом.
Был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, изготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Лёвалуа-Перрэ (близ Парижа). Разоблачения, касавшиеся Панамского общества, коснулись и его; его обвиняли в получении от Панамского общества 19 млн. франков за фиктивные работы. Преданный суду (1893) вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными к делу лицами, Эйфель был приговорён к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа, но кассационный суд отменил приговор за истечением срока уголовной давности.
Разработал и воплотил в жизнь идею вращающегося купола обсерватории в Ницце, который, несмотря на вес в 100 т, легко приводится в движение одним человеком; усовершенствовал систему подвижных мостов и т. д.
Он написал, между прочим:
- «Conf?rence de Gustave Eiffel sur la tour de 300 m?tres» (П., 1889);
- «Les ponts portatifs ?conomiques» (в сотрудничестве с Collins, П., 1888).
Объекты, которые спроектировал Гюстав Эйфель
- Эйфелева башня, Париж, Франция. (1889 г.)
- Центральный железнодорожный вокзал, Сантьяго, Чили. (1897 г.)
- Западный железнодорожный вокзал, Будапешт, Венгрия. (1877 г.)
- Купол для обсерватории в Ницце, Ницца, Франция. (1878 г.)
- Мост Марии Пии, Порто, Португалия. (1877 г.)
- Лифт Санта Хуста, Лиссабон, Португалия. (1901 г.)
- Железный дом, Икитос, Перу. (1887 г.)
- Статуя Свободы, Нью-Йорк, США. (1886 г.) (помогал основному архитектору)
Эйфелева башня
Эйфелева башня воздвигнута на Марсовом поле, против Йенского моста; по высоте (324 м) она почти в 2 раза выше самых высоких сооружений того времени (Хеопсова пирамида 137 м, Кёльнский собор 156 м, Ульмский собор 161 м и др.). Вся башня сделана из железа и состоит из трёх этажей.
Сооружение Эйфелевой башни продолжалось 26 месяцев, с 28 января 1887 г. до 31 марта 1889 г. и обошлось налогоплательщикам в 6,5 млн. франков. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную леди» пришло более 2 млн. посетителей. Сооружение имело такой успех, что к концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.
Александр Густав Эйфель
Александр Густав Эйфель (фр. Gustave Eiffel; 15 декабря 1832, Дижон - 28 декабря 1923, Париж) - французский инженер, специалист по проектированию стальных конструкций. Завоевал небывалую популярность после постройки в Париже к выставке 1889 года металлической башни, принадлежащей к замечательнейшим техническим сооружениям XIX века и названной в его честь.
До строительста Эйфелевой башни был известен своими импозантными стальными конструкциями для мостов, Понте де Дона Мария Пиа через Дору у Порту в Португалии, а так же моста в Бордо, вокзалов в городе Пешт. Он завершил также виадук де Гараби - железнодорожный виадук в южной Франции, - который вознёсся над долиной на высоте 122 метров и был, в своё время, самым высоким в мире.
Принимал участие в строительстве железного каркаса для нью-йоркской статуи Свободы.
Разработал и воплотил в жизнь идею вращающегося купола обсерватории в Ницце, который, несмотря на тяжесть в 100 т, легко приводится в движение одним человеком; усовершенствовал систему подвижных мостов и т. д.
Был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, приготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Лёвалуа-Перрэ (близ Парижа). Разоблачения, касавшиеся Панамского общества, коснулись и его; его обвиняли в получении от Панамского общества 19 млн. франков за фиктивные работы. Преданный суду (1893) вместе с отцом и сыном Лессепсами и другими причастными к делу лицами, Эйфель был приговорён к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа, но кассационный суд отменил приговор за истечением уголовной давности.
Эйфелева башня
Эйфелева башня (фр. la tour Eiffel) - самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции, названная в честь своего конструктора Густава Эйфеля и являющаяся местом паломничества туристов. Сам конструктор называл её просто - 300-метровой башней (tour de 300 mètres).
В 2006 году на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю - 236 445 812 человек. То есть башня является самой посещаемой достопримечательностью мира. Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение - башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на её самом верху, - это была эпоха внедрения радио.
Башня воздвигнута на Марсовом поле напротив Йенского моста через реку Сену. Высота вместе с новой антенной составляет 324 метра (2000 год).
На протяжении более 40 лет Эйфелева башня была высочайшим сооружением в мире, почти в 2 раза выше самых высоких зданий мира того времени - пирамиды Хеопса (137 м), Кёльнского (156 м) и Ульмского собора (161 м), - пока в 1930 году её не превзошел Крайслер Билдинг в Нью-Йорке.
До строительства
Французские власти решили устроить всемирную выставку в память столетнего юбилея Французской революции (1789 год). Парижская городская администрация попросила известного инженера Густава Эйфеля внести соответствующее предложение. Вначале Эйфель был немного озадачен, но затем, порывшись в своих бумагах, внес на рассмотрение чертежи 300-метровой железной башни, которым он до этого почти не уделял внимания. 18 сентября 1884 г. Густав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право. 1 мая 1886 г. открывается общефранцузский конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны будут определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе участвуют 107 претендентов, большинство из которых в той или иной степени повторяют проект башни, предложенный Эйфелем. На рассмотрении были так же различные экстравагантные идеи, среди них, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Французской революции (1789 год). Другим предложением была каменная башня, но расчеты и опыт прошлого доказали, что очень тяжело было бы соорудить каменную постройку, которая была бы еще выше 169-метрового Вашингтонского монумента, сооружение которого стоило огромных усилий США за несколько лет до этого. Проект Эйфеля становится одним из 4-й победителей и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом.
В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля, хотя сама идея башни принадлежала не ему, а двум его сотрудникам: Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Собрать в течение двух лет такое сложное сооружение, как башня, возможно было только потому, что Эйфель применил особые конструкционные методы. Этим и объясняется решение выставочного комитета в пользу этого проекта. Завоевав первую премию конкурса, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!» Однако, проект Нугье и Кёхлина оказался слишком «сухим» в техническом отношении и не отвечал требованиями, выдвигаемым к сооружениям Всемирной Парижской выставки, архитектура которых должна была быть более изысканной. Для того, что бы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над ее художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать ее опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для ее украшения. В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 г. с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы - средства, внесенные тремя банками, вторая половина - личные средства самого Эйфеля. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом.
Строительство
Строительные работы в течение двух с небольшим лет - с 28 января 1887 г. по 31 марта 1889 г. - выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров более 12 000 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн заклёпок.
Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклепок были просверлены на намеченных местах уже заранее, и две трети от 2,5 млн заклепок были заранее закреплены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. В начале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу переняли специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Сложность состояла и в том, что подъемное устройство должно было двигаться вдоль мачт башни по изогнутой траектории с меняющимся радиусом кривизны. Первые лифты на башне приводились в действие гидравлическими насосами. Вплоть до нашего времени используются два исторических лифта фирмы "Fives-Lill", установленные в 1899 г. в восточной и западной опорах башни. С 1983 г. их функционирование обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра. Второй и третий этаж башни связывал вертикальный лифт, созданный инженером Эду (однокурсник Эйфеля по Центральной высшей технической школе). Этот лифт состоял из двух взаимоуравнивающихся кабин. Верхняя кабина поднималась с помощью гидравлического цилиндра с длиной хода 78 метров. Нижняя кабина при этом выполняла роль противовеса. На полпути к площадке, на высоте 175 м. от земли, пассажиры должны были пересесть в другой лифт. Емкости с водой, установленные на этажах, обеспечивали необходимое гидравлическое давление. В 1983 г. этот подъемник, который не мог работать в зимнее время, был заменен электрическим лифтом марки "Otis", состоящим из четырех кабин и обеспечивающим прямое сообщение между двумя этажами. Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного смертельного случая, что являлось значительным достижением для того времени.
При рытье котлованов для опор башни, из-за близости реки Сены, Эйфель прибегнул к методу, который он ввёл при строительстве мостов. В каждом из 16 кессонов фундамента находилось рабочее пространство, в которое накачивался под давлением воздух. Из-за этого туда не могла проникать вода, и рабочие могли осуществлять экскавацию без того, чтобы им мешала просачивающаяся вода.
Одной из самых сложных проблем для Эйфеля стала, парадоксальным образом, первая платформа. Массивные деревянные арматуры должны были удерживать 4 наклонные опоры и огромные балки первой платформы. Четыре наклонные подпоры покоились на наполненных песком металлических цилиндрах. Песок можно было постепенно выпускать и, таким образом, устанавливать опоры под правильным наклоном. Дополнительные гидравлические подъемники в фундаментах опор давали возможность заключительной регулировки положения 4-х наклонных опор, которые, таким образом, можно было точно подогнать к железной арматуре первой платформы.
Как только платформа лежала строго горизонтально, она была прикреплена к наклонным опорам, а подъемники были удалены. Затем строительство продолжилось уже на самой башне. Работа продвигалась медленно, но непрерывно. Она вызывала у парижан, видевших растущую в небо башню, удивление и восхищение. 31 марта 1889 года, меньше чем через 26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель смог пригласить нескольких более-менее физически крепких чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней.
Особенности конструкции
Вес металлической конструкции - 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн). Сегодня из этого металла можно было бы возвести сразу три башни. Фундамент выведен из бетонных массивов. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см.
Нижний этаж представляет собой пирамиду (129,2 м каждая сторона в основании), образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 м арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа представляет собой квадрат (65 м в поперечнике).
На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находятся (на высоте 115,73 м) вторая платформа (квадрат в 30 м в поперечнике).
Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну (190 м), несущую на себе третью платформу (на высоте 276,13 м), также квадратной формы (16,5 м в поперечнике); на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 м находится площадка (1,4 м в поперечнике).
На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.
На первой платформе были возведены залы ресторана; на второй платформе помещались резервуары с машинным маслом для гидравлической подъёмной машины (лифта) и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 км.
Возведённая башня потрясала дерзким решением своей формы. Эйфель был жестоко раскритикован за проект и одновременно обвинен в попытке создания чего-то артистического и нехудожественного.
Вместе со своими инженерами - специалистами по мостостроению, Эйфель занимался расчётами силы ветра, хорошо понимая, что если они строят самое высокое сооружение в мире, то прежде всего должны убедиться в его устойчивости к ветровым нагрузкам. В одном из интервью газете «Le Temps» от 14 февраля, 1887 Эйфель заметил:
"Почему такая странная форма? Ветровые нагрузки. Я считаю, что искривление четырех внешних краев монумента продиктовано и математическими рассчётами и эстетическими соображениями.
перведено с французской газеты Le Temps от 14 февраля, 1887"
После выставки
Первоначальный договор с Эйфелем был о демонтаже башни через 20 лет после постройки.
Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную леди» пришли более 2 млн. посетителей. К концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.
Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя:
"На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса".
В октябре 1898 года Эжен Дюкрете провёл первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном, расстояние между которыми 4 км. В 1903 году генерал Феррье, пионер в области беспроволочного телеграфа, применил её для своих экспериментов. Так случилось, что башню оставили сначала для военных целей. С 1906 г. на башне постоянно размещена радиостанция. 1 января 1910 г. Эйфель продляет аренду башни сроком на семьдесят лет. В 1921 году состоялась первая непосредственная радиопередача с Эйфелевой башни. В эфир прошла передача широкого радиовещания, ставшая возможной благодаря установки на башне специальных антенн. С 1922 года стала регулярно выходить радиопрограмма, которая так и называлась «Эйфелева башня». В 1925 году предприняты первые попытки ретранслировать с башни телевизионный сигнал. Передача же регулярных телевизионных программ началась с 1935 года. С 1957 года на башне располагается телевизионная башня, увеличивающая высоту стальной конструкции до 320,75 м. Кроме нее, на башне установлено несколько десятков линейных и параболических антенн, осуществляющих ретрансляцию различных радио и телепрограмм.
Конец XIX века абсолютно заслужено получил статус золотого периода в истории инженерного дела. Этим он обязан великим конструкторам, чьи сооружения до сих пор символизируют ту или иную веху истории. Александр Гюстав Эйфель известен простым обывателям как создатель знаменитой парижской башни. Мало кто знает, что он прожил очень насыщенную жизнь и создал еще множество выдающихся сооружений. Давайте узнаем больше об этом великом инженере и конструкторе.
Детство и образование
Гюстав Эйфель родился в 1832 году в городе Дижон, который находиться в Бургундии. Его отец весьма успешно выращивал виноград на своих обширных плантациях. Но Гюстав не захотел посвящать свою жизнь сельскому хозяйству и после обучения в местной гимназии поступил в Парижскую Политехническую школу. Проучившись там три года, будущий конструктор пошел в Центральную школу ремесел и искусств. В 1855 году Гюстав Эйфель закончил обучение.
Начало карьеры
В то время инженерное дело считалось факультативной дисциплиной, поэтому молодой конструктор устроился на работу в фирму, которая занималась разработкой и строительством мостов. В 1858 году Гюстав Эйфель спроектировал свой первый мост. Этот проект нельзя было назвать типичным, как и всю последующую деятельность конструктора. Чтобы сваи прочнее держались, мужчина предложил вдавливать их в дно при помощи На сегодняшний день такой способ применяется крайне редко, так как нуждается в обширной технической подготовке.
Чтобы точно установить сваи на глубине 25 метров, Эйфелю пришлось сконструировать специальное приспособление. Когда мост был с успехом возведен, Гюстав получил признание как инженер-мостостроитель. За последующие двадцать лет он спроектировал много различных сооружений и величайших памятников архитектуры, к которым можно отнести мост Бир-Акейм, мост Александра III, Эйфелеву башню и многое другое.
Незаурядный взгляд
В своей работе Эйфель всегда старался придумать нечто новаторское, что могло бы не только облегчить участь проектировщиков и строителей, но и внести полезный вклад в промышленность. Создавая свой первый мост, Гюстав Эйфель решил отказаться от возведения громоздких строительных лесов. Огромная моста была построена заранее на берегу. А чтобы установить ее на место, конструктору понадобился всего-навсего один натянутый между берегами реки. Этот метод стал применяться повсеместно, но только спустя 50 лет после того, как Эйфель его изобрел.
Мост через Тюйер
Мосты Гюстава Эйфеля всегда выделялись, но есть среди них и вовсе безумные проекты. К таковым относится виадук, построенный через реку Тюйер. Сложность проекта заключалась в том, что он должен был стоять на месте горного ущелья глубиной 165 метров. До Эйфеля предложение построить получили еще несколько инженеров, но все они отказались. Он предложил перекрыть ущелье огромной аркой, опорой для которой служили бы два бетонных пилона.
Арка состояла из двух половин, которые были подогнаны друг под друга с точностью до десятых долей миллиметра. Этот мост стал для Эйфеля прекрасной школой. Он получил бесценный опыт и определил свои жизненные и профессиональные ориентиры.
Вместе с командой инженеров Гюстав разработал уникальную методику, которая позволяла рассчитать металлическую конструкцию практически любой конфигурации. Построив мост через Тюйер, герой нашего рассказа занялся оформлением промышленной выставки в Париже, которая должна была состояться в 1878 году.
«Зал машин»
Вместе с известным французским инженером де Дионом Эйфель спроектировал величественное сооружение, которое прозвали «Залом машин». Длина конструкции составила 420, ширина - 115, а высота - 45 метров. Каркас здания состоял из металлических балок ажурной формы, на которых держались стеклянные переплеты интересной конфигурации.
Когда руководители фирмы, которая должна была воспроизвести проект Эйфеля в жизнь, ознакомились с его идеей, они сочли ее за нечто невозможное. Первое, что их настораживало, - тот факт, что в те времена зданий с такими размерами вообще не существовало. Тем не менее «Зал машин» все-таки был построен, в результате чего смелого конструктора удостоили золотой медали за непревзойденное техническое решение. К сожалению, мы с вами не можем увидеть фото этой интересной постройки, так как в 1910 году ее разобрали.
Конструкция «Зала машин» полностью опиралась на бетонные подушки, относительно небольшого размера. Этот прием помог избежать деформаций, которые неизбежно происходят из-за естественного смещения грунта. Этот хитрый способ великий конструктор применил в своих проектах еще не раз.
Башня, которой могло бы и не быть
В 1898 году, в преддверии очередной Парижской выставки, Гюстав Эйфель построил башню высотой порядка 300 метров. По задумке инженера, она должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. На тот момент конструктор даже представить себе не мог, что именно эта башня станет одним из ключевых символов Парижа и прославит мостостроителя на столетия после смерти. Разрабатывая данную конструкцию, Эйфель вновь применил свой талант и сделал не одно открытие. Башня состоит из тонких металлических деталей, которые крепятся друг к другу посредством заклепок. Полупрозрачный силуэт башни как бы парит над городом.
Сложно представить, но сейчас могло бы и не быть главной парижской достопримечательности. В начале 1888 года, спустя месяц после старта работ по возведению конструкции, на имя председателя выставочного комитета был написан протест. Его составила группа художников и писателей. Они просили отказаться от возведения башни, так как она может испортить привычный пейзаж французской столицы.
И тогда известный архитектор Т. Альфан авторитетно предположил, что проект Эйфеля имеет большой потенциал и может стать не только ключевой фигурой выставки, но и главной достопримечательностью Парижа. Так и произошло, менее чем через два десятка лет после строительства величественный город стал ассоциироваться с проектом конструктора, который взял за привычку мыслить незаурядно и не бояться смелых решений. Сам инженер называл свое творение «300-метровой башней», но общество удостоило его чести войти в историю для широких масс, прозвав башню его именем.
Статуя Свободы
Мало кто знает, но именно Гюстав Эйфель, биография которого нас с вами сегодня заинтересовала, обеспечил долголетие американского символа -
Началось все с того, что французский конструктор во время строительства своей башни познакомился с американским коллегой - архитектором Т. Бартольди. Последний занимался оформлением американского павильона на выставке. Центром экспозиции должна была стать небольшая статуя из бронзы, которая олицетворяла Свободу.
После выставки французы увеличили статую до высоты 93 метров и подарили ее Америке. Однако, когда будущий памятник приехал на место установки, выяснилось, что для монтажа необходим крепкий стальной каркас. Единственным инженером, который разбирался в расчете водоустойчивости конструкций, был Гюстав Эйфель.
Он сумел создать настолько удачный каркас, что статуя стоит уже более сотни лет, и сильные ветра с океана ей нипочем. Когда несколько лет назад Американский символ реставрировали, было принято решение проверить Эйфелевы расчеты с помощью современной компьютерной программы. Удивительно, но предложенный инженером каркас в точности совпал с моделью, которую разработала машина.
Лаборатория
После невероятного успеха на двух выставках герой нашего разговора решил углубленно заняться научными исследованиями. В городке Отейль он из ничего создал первую во всем мире лабораторию, исследующую влияние ветра на стойкость различных сооружений. Эйфель был первым в мире инженером, который использовал в исследованиях аэродинамическую трубу. Результаты своей работы конструктор опубликовал в серии фундаментальных трудов. По сей день его разработки считаются энциклопедией инженерного искусства.
Заключение
Итак, мы с вами узнали, чем, кроме парижской башни, знаменит Гюстав Эйфель. Фото его творений завораживают и заставляют задуматься о человеческом величии и широчайших возможностях нашего ума. А ведь в начале пути Эйфель был простым проектировщиком мостов, чьи идеи вызывали у коллег недоумение. Однозначно вдохновляющая история.
(1832-1923) французский инженер
Конец XIX века по праву называют золотым периодом в истории инженерного дела. Действительно, имена творцов известных сооружений служат своеобразными вехами в истории развитии архитектуры. Возможно, поэтому широкой публике Александр Эйфель известен исключительно как создатель знаменитой башни в Париже. А между тем он прожил долгую жизнь и создал множество других сооружений.
Будущий конструктор родился в Бургундии, в городе Дижон, где его отцу принадлежали обширные виноградники. Однако он не интересовался сельским хозяйством и по окончании гимназии поступил в знаменитую Политехническую школу в Париже. Проучившись там три года, перешел в Центральную школу искусств и ремесел, которую и закончил в 1855 году.
Поскольку в то время инженерное дело считалось вспомогательной дисциплиной, он поступил на работу в одну из мостостроительных фирм. Свой первый мост Эйфель спроектировал в 1858 году. Чтобы прочнее закрепить сваи, он предложил не забивать их, а вдавливать в дно с помощью гидравлического пресса. Сегодня этот прием применяется редко из-за его сложной технической подготовки.
Александру Гюставу Эйфелю пришлось разработать специальное приспособление, чтобы точно поставить сваи, концы которых должны были находиться на глубине в двадцать пять метров. После успешного возведения моста он становится признанным инженером-мостостроителем и за последующие двадцать лет создает множество различных сооружений - мосты через реки Дору в Португалии, Миссисипи в Сент-Луисе (США).
При строительстве первого моста, Александр Эйфель отказался от постройки грандиозных деревянных лесов - он собрал на одном из берегов огромную стальную арку и установил ее, использовав всего лишь один трос, натянугый между двумя берегами реки. Правда, только через пятьдесят лет данный прием стал применяться повсеместно.
Самым смелым проектом Эйфеля был виадук через реку Тюйер. Сложность заключалась в том, что было необходимо перекрыть глубокое горное ущелье шириной в сто шестьдесят пять метров. Подобное предложение поступило нескольким инженерам, но согласился только Александр Эйфель. Он предложил перекрыть весь пролет одной огромной аркой, которая бы опиралась на два бетонных пилона.
При сооружении арки все расчеты были выполнены настолько точно, что при монтаже две ее половины совпали с точностью до десятых долей миллиметра. Строительство этого моста стало для Эйфеля хорошей школой. Он приобрел определенные навыки, позволившие ему усовершенствоваться в избранной профессии.
Вместе с группой инженеров он разработал оригинальную методику расчета стальных конструкций практически любой конфигурации. Вскоре после завершения строительства моста Эйфель участвует в оформлении промышленной выставки, которая должна была состояться в Париже в 1878 году.
Александр Гюстав Эйфель и известный французский инженер де Дион проектируют так называемый «Зал машин» - величественное сооружение длиной 420, шириной 115 и высотой 45 метров. Его каркас был сделан из ажурных металлических балок, которые несли стеклянные переплеты оригинальной конструкции.
Когда руководители строительной фирмы ознакомились с проектом Александра Эйфеля, они сочли, что выполнить его невозможно, прежде всего потому, что в то время вообще не существовало зданий подобных размеров. Тем не менее «Зал машин» был построен. Эйфель получил золотую медаль за непревзойденное техническое решение. К сожалению, в 1910 году эта замечательная постройка была разобрана на металлолом.
Любопытно, что вся она опиралась на небольшие бетонные подушки. Этот прием позволил конструктору избавиться от неизбежных деформаций, связанных с естественным смещением грунта. Впоследствии, Александр Эйфель неоднократно применял подобный способ при возведении своих построек.
Для Парижской выставки 1889 года он предложил возвести металлическую башню, которая должна была стать архитектурной доминантой выставочного городка. И вновь применил новые инженерные разработки. Башня высотой около 300 метров была собрана из тонких металлических элементов, соединенных заклепками. Ее полупрозрачный силуэт как бы парил над городом.
Однако сейчас в Париже могло бы и не быть знаменитой башни. В феврале 1888 года, через месяц после того, как было объявлено о начале работ по возведению башни, председателю выставочного комитета был вручен протест, подписанный группой писателей и художников. Они предлагали отказаться от строительства, утверждая, что башня изуродует привычный городской пейзаж.
Но известный французский архитектор Т. Альфан справедливо предположил, что башня станет доминантой не только выставки, но и всего города. Действительно, менее чем через двадцать лет его предсказание сбылось. Башню стали называть Эйфелевой, и она превратилась в символ Парижа.
На строительстве башни ее создатель познакомился с известным американским архитектором Т. Бартольди, который оформлял американский павильон на выставке, центром которого стала небольшая бронзовая статуя, являвшаяся олицетворением Свободы.
После окончания выставки статуя была увеличена до размера в девяносто три метра и подарена Францией Соединенным Штатам Америки. Однако когда ее доставили на место, то оказалось, что для ее монтажа необходим стальной каркас. Александр Эйфель и начал его разрабатывать, поскольку в то время он был единственным инженером, имевшим опыт расчета ветроустойчивости сооружений.
Созданный им каркас оказался настолько удачным, что статуя простояла уже более ста лет, успешно сопротивляясь сильным ветрам с океана. Несколько лет назад, когда она подверглась реставрации, было решено проверить расчеты Эйфеля с помощью компьютера. Созданный им каркас в точности совпал с тем, который предложила машина.
После триумфа на двух всемирных выставках, Александр Гюстав Эйфель сосредоточил свои усилия на научных исследованиях. В небольшом городке Отейль он создал первую в мире лабораторию для исследования воздействия ветра на различные сооружения. Это был первый архитектор, который поместил модели своих сооружений в аэродинамическую трубу. Результаты своих работ Александр Эйфель описал в серии фундаментальных трудов, которые по праву считаются настоящей энциклопедией инженерного искусства.