Самоанализ индивидуального занятия "Постановка звука ". Самоанализ занятия в подготовительной группе Самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука
Самоанализ
открытого индивидуального логопедического занятия
Логопед : Павлова Е.В. Февраль 2014
Тема: «Звук [Л]. Этап автоматизации. «Животные»
Занятие проводилось с ребенком c диагнозом ФФНР. Занятие по теме автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях, в тексте.Занятие занимает важное место в системе занятий по изучаемой теме, организовано в соответствии с перспективным планом индивидуальной коррекционно- развивающей работы.
На занятии была поставлена следующая цель: автоматизировать звук л в слогах, словах, предложениях, тексте.
На занятии были поставлены следующие задачи:
1. Образовательные: закреплять знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Животные», формировать окончания существительных в косвенных падежах)
2. Коррекционные: развивать общую и мелкую моторику, развивать мимическую мускулатуру, формировать силу силой и продолжительностью выдоха, развивать подвижность артикуляционного аппарата, формировать кинестетические ощущения и правильные артикуляционные движения на данный уклад, развивать умение производить анализ артикуляции звука, развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза c опорой на графическую запись, закрепить правильное произношение в слогах, словах, предложениях, текстах, развивать внимание и память.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к животным, воспитывать усидчивость, умение сосредоточиться на задании.
Цель и задачи поставлены соответствуют содержанию занятия. Цели выполнялись в единстве коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной задачах. Решение задач достигается различными методами и приемами: словесными, наглядными, практическими.
Основные этапы выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой. Соблюдался переход от одного этапа к другому. Каждый этап занятия подготавливал детей к последующей работе. Время между каждым этапом занятия распределено целесообразно, в соответствии с возможностями ребенка и задачами занятия. Занятие длилось не более 20 минут
Весь материал в соответствии с речевыми и возрастными особенностями ребёнкаРечевой материал соответствует целям и задачам занятия. На занятии были использованы практические, наглядные, словесные методы работы. Учитывались следующие дидактические принципы: принцип наглядности обучения, принцип сознательности и активности обучения, принцип доступности сообщаемых знаний, принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Все эти принципы были реализованы на занятии.
На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, упражнение на развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики, а также упражнение на развитие мимики, эмоционально-волевой сферы, развитие силы голоса. Речевой материал был подобран с учетом возможностей ребенка, уровнем его речевого развития, возрастными особенностями. Проводилась работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза, формирование падежных окончаний дательного падежа существительных. Развитие связной речи на материале лексической темы:»Животные».
ЕЛЕНА ВАРФОЛОМЕЕВА
Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]
Цель звука [Р . ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках.
Коррекционно-образовательные задачи :
звука в слове ;
Формировать навыки слогового анализа ;
Коррекционно-развивающие задачи :
Коррекционно-воспитательные задачи :
Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность.
Оборудование : презентация, зеркало, интерактивная доска, ноутбук.
Ход занятия:
1. Мотивация
Логопед : Сегодня у нас не совсем обычное занятие . Нас попросил о помощи один мальчик, которого зовут Рома. Он отправляется в морское путешествие, но ему нужны помощники. Что будем делать? Поможет Роме или нет?
Ребенок : Будем помогать Роме.
Логопед : Чтобы отправиться в путешествие нужно быть сильным, выносливым. Давай немного разомнёмся.
2. Упражнение на развитие общей моторики
По морю плыл корабль (ладони лодочкой) .
Волны плавно качали его на волнах (кисти рук сцепить в замок, волнообразные движения руками) .
В небе летали чайки (имитирующие движения) .
Капитан вышел на мостик и посмотрел в бинокль (имитирующие движения) .
Впереди он увидел остров.
На острове росла пальма (руки вверх, пальцы врозь) .
Корни пальмы уходили глубоко в песок (наклониться вниз, руки вниз) .
На пальме сидела обезьяна,
И дразнила капитана (большой палец правой руки к носу)
Капитан рассердился,
И ответил обезьяне (большой палец левой руки к носу) .
Так они и дразнили друг друга –
Капитан – обезьяну, обезьяна – капитана (чередование положения рук) .
Ещё он на острове увидел, чернокожих туземцев.
Они танцевали Чунга – Чангу (имитирующие движения) .
Сейчас мы будем тренировать язычок.
3. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
«Чьи зубы чище?» :
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
«Маляр» :
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.
Улыбнутся, показать зубы, открыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф , сдуть ватку на противоположенный край стола.
«Пощелкать кончиком языка» :
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) . Нижняя челюсть не должна двигаться : работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь.
«Вкусное варенье» :
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
«Индюк» :
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ (как индюк болбочет) . Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Барабанщики» :
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «Д – Д – Д» . Сначала звук «Д» произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
4. Изолированное произношение звука [ Р ] .
К причалу мы поедем на машине, заведи мотор «Р-Р-Р-Р-Р» . При произнесении звука Р губы раскрыты , зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует. (Слайд 3)
5. Проговаривание прямых и обратных слогов .
Чтобы парусник отплыл от причала нужно покрутить штурвал вправо и влево, произнести или прочитать слоги РА, РО, РУ, РЫ. РЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ЭР, чётко поговаривая звук [ Р ] (Слайд 4) .
6. Проговаривание слов со звуком [Р] .
В путешествие нам необходимо взять с собой вещи, но выбрать только те, в названии которых есть звук [ Р ] (карта, штурвал, подзорная труба, фотоаппарат, спасательный круг, бескозырка) (Слайд 5) .
7. Определение звука в словах
Мы забыли в путешествие взять продукты, помоги морскому повару – коку, разложить продукты в корзины. Проговори слова и определи, где слышится звук [ Р ] в словах : в начале, в середине или в конце слова (макароны, виноград, сыр, сахар, рыба, торт, помидор) (Слайд 6) .
8. Упражнение на дыхание.
На море штиль, наш парусник стоит на месте. Давай подуем на паруса и поможем паруснику отправиться в путь (Слайд 7) .
9. Зрительная гимнастика.
Смотри за предметами, которые передвигаются по морю, не поворачивая головы, следи за ними только глазами (Слайд 7) .
10. Мы продолжаем наше путешествие.
Рома смотрит в подзорную трубу. Называй, что он увидел и сколько, не забывай чётко проговаривать звук [ P ] в словосочетаниях (две ракеты, три рыбы, две русалки, четыре ракушки) (Слайд 8) .
11. Физминутка.
Давай вспомним, как мы готовились к путешествию.
Налили бензину (имитирующие движения)
Сели в машину (сгибают колени)
На машине ехали (крутит руль)
До моря доехали (выпрямляют колени)
На корабле по океану (ладони лодочкой)
Плывём с отважным капитаном (руку под козырёк)
Вот впереди видна земля (смотрим вдаль)
Приплыли в Африку друзья (хлопки) .
12. Деление слов на слоги.
Мы приплыли на остров, посмотри на животных и скажи, как все они называются (животные жарких стран) . Помоги им найти свои дома. Раздели слова зебра, жираф, крокодил, кобра, тигр, кенгуру на слоги и скажи, в каком доме живёт животное - одноэтажном, двухэтажном или трёхэтажном (Слайд 9) .
13. Проговаривание рифмующих слов.
Ещё на острове можно встретить пирата, которому тоже нужна твоя помощь. Он не может открыть свой сундук, и если ты подберёшь ключи к замкам, сундук откроется. Для этого нужно подобрать рифмы (похожие слова) (перо-ведро, гармошка-картошка, ромашка-рубашка, забор – топор) (Слайд 10) .
14. Проговаривание чистоговорок.
Пирату понравилось подбирать рифмы, и он предлагает тебе сыграть с ним в игру «Доскажи словечко» . Проговори чистоговорку целиком, четко проговаривая звук [Р] (Слайд 11) .
Ра – ра – ра - высокая гора.
Ро – ро- ро – потерял петух перо.
Ры – ры – ры- у ребят в руках разноцветные шары.
Ор – ор – ор - красный спелый помидор.
Ыр – ыр – ыр – на столе ароматный сыр.
15. Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму – (две ладошки соединить лодочкой)
И по морю поплыву - (выполнять волнообразные движения) .
Две ладошки, друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву – (поднять выпрямленные ладони вверх) .
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там. – (имитировать движения волн и рыбок) .
16. Составление и чтение слов из слогов . Роме и тебе пора возвращаться, прочитай слоги на частях карт, собери из слогов слова , прочитай их, и мы можем отправляться в обратную дорогу. (Педагог щёлкает мышкой по частям карты и с ребёнком прочитывает слоги, а затем ребёнок, начиная со слога РО, составляет слова и читает их РО-ЗА, РА-МА, РЫ-БА, РУ-КА) (Слайд 12) .
17. Рефлексия. Где мы сегодня побывали? (В морском путешествии) Кому мы сегодня помогли? (Мальчику Роме) . Тебе понравилось путешествие? (Да, понравилось) Какой звук мы учились правильно произносить? (Звук Р ) Какое задание было самым сложным для тебя? Самым легким? (Ответы ребенка) Ты молодец, правильно выполнил все задания, чётко произносил звук [Р] . К тебе приплыла «Золотая рыбка» и ты можешь загадать своё заветное желание (Слайд 13) .
Самоанализ индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [Р] «Морское путешествие с Ромой» .
Занятие было проведено с ребенком подготовительной логопедической группы (ОНР III уровень) и соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии. Во время занятия были использована презентация, что повысило внутреннюю мотивацию воспитанника к коррекционно - образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель : закрепление правильного произношения звука [Р] изолированно , в слогах, словах и чистоговорках.
Коррекционно-образовательные задачи :
Закреплять умение находить место звука в слове ;
Формировать навыки слогового анализа ;
Закреплять навык согласования существительного с числительными;
Закреплять навык подбора рифмующихся слов, проговаривания чистоговорок;
Закреплять умение делить слова на слоги;
Закреплять навык чтения двухсложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи :
Развивать фонематический слух и восприятие;
Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи :
Воспитывать самостоятельность в работе , инициативность, ответственность Цель занятия была доведена до ребенка, была ему понятна и соответствовала содержанию занятия . Выбранные методы и приёмы соответствовали его возрасту и были подобраны с учётом его индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.) . Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь : привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение наглядных опор (слайдов презентации) . Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата ребенка была проведена артикуляционная гимнастика. Для общего расслабления я провела упражнение на развитие общей моторики «По морю плыл корабль…» . Для развития мелкой моторики рук была проведена пальчиковая гимнастика «Лодочка» . Для автоматизации звука [Р] были выполнены задания на : проговаривание прямых и обратных слогов , проговаривание слов со звуком [Р] , определение звука в словах , согласование существительных с числительными, деление слов на слоги, проговаривание рифмующих слов, проговаривание чистоговорок, составление и чтение слов из слогов . В целях предупреждения утомления были проведены зрительная гимнастика и физкультурная пауза.
На протяжении всего занятия у мальчика поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия , появление на экране интерактивной доски новых заданий. Все задания способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) .
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Мальчик проявил положительный эмоциональный настрой и достиг поставленных целей. Речь ребенка была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.
На тему «Осень. Деревья. Знакомство со звуком [И]»
Логопедическая тема: Звук [и]
Грамматическая тема: Образование качественных и притяжательных прилагательных
Лексическая тема:
Осень. Деревья.
При планировании занятия были поставлены цели: коррекционно - образовательные, коррекционно-развивающие коррекционно - воспитательные цели.
Коррекционно-образовательные:
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
- уточнение правильного произношения звука: [и]
- развитие артикуляционной моторики;
- различение на слух изученных гласных;
- выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции звука [и];
- выделение гласного звука [и]из состава слова в ударной позиции;
- формирование умения характеризовать звук;
- формирование понятий: гласный звук.
2. Закрепление знаний о деревьях (названия деревьев, их строение, внешние признаки; умение различать деревья по внешним признакам).
3. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
- образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (пожелтели, опадают, кружатся);
- образование притяжательных прилагательных (дубовые листья);
- образование качественных прилагательных (Холодная, ветряная, тёплая, солнечная, пасмурная, серая, скучная, грустная)
- образование сложных слов (листопад);
- привлечение внимания к многозначности слов (игла);
- образование слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами (лист - листик, листок, дерево - деревце, береза - березонька, елка - елочка, дуб - дубок).
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравне-ния, обобщения).
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое внимание и память, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Все занятие было выстроено с учетом требований ФГОС:
в структуре материально-технического обеспечения была отражена специфика требований к организации пространства (я использовала оборудованный логопедический кабинет), организация временного режима обучения - занятие было проведено в утренний отрезок времени, использование ТСО и обеспечение комфортного доступа детей с тяжелыми нарушениями речи к образованию, специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим образовательным потребностям - мною использовалось следующее оборудование: компьютер, магнитная доска, демонстрационный материал (картинки с изображением разных деревьев и листьев, картинки с изображением ежа, еловой ветви, иглы), природный материал в виде засушенных листьев деревьев, логопедическое пособие Цукановой СП., Бетц Л.Л.«Учим ребенка говорить и читать».
Занятие несло максимальную нагрузку, и было выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей, и имело связь со всеми образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие (развитие общения и взаимодействия ребенка с учителем - логопедом, сверстниками, формирование позитивной установки к занятию;
- познавательное развитие (знакомство и усвоение нового материала.);
- речевое развитие (ответы на вопросы, рассуждения);
- художественно-эстетическое развитие (знакомство с творчеством А.Н. Плещеева, П.и.Чайковского);
- физическое развитие (физминутка, пальчиковая гимнастика).
Всё это дало положительное влияние на детскую деятельность (обучение грамоте, развитие грамматических категорий).
Цели занятия реализовались через следующие методы: показ, серию вопросов (опорные, уточняющие, поисковые, проговаривание ответов - индивидуально, хором, побуждение (скажи правильно и т. д.).
Содержание деятельности детей на занятии соответствовало поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.
Организационный момент помог сконцентрировать внимание детей и активизировать в памяти, полученные ранее знания по лексической теме «Осень», «Деревья».
Речевые занятия всегда трудны для детей, многие понятия для детей абстрактны. Для достижения оптимального результата занятия, я ввела приёмы, повышающие мотивацию (сюрпризы от Осени).
В логопедическом занятии необходимо выдерживать чёткую структуру построения, каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.
В занятии мною были подобраны задания на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи, что соответствует требованиям, предъявляемым к коррекционным занятиям.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечили выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов. (д/и «Собери картинку», д/и «С какого дерева листок?», дыхательным упражнением «Сдуй листочек», д/у «Отгадай загадку и определи в отгадке первый звук»). Эмоциональный настрой обеспечивался занимательностью игровых приёмов образностью и красочностью материала, а также доверительными отношениями между логопедом и детьми, созданием ситуации успеха у слабых детей, поощрением, психологическим комфортом в душе ребёнка.
Занятие проходило со сменой деятельности (за столами, у доски, на ковре) дети полностью погрузились, в атмосферу занимательных заданий и с особым интересом их выполняли. В течение всего занятия были использованы следующие формы детской деятельности: индивидуальная, подгрупповая.
Индивидуальные задания (работа в индивидуальных альбомах) позволили выявить степень усвоения материала каждым ребёнком, фронтальная работа обеспечила подгруппа.
Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (выслушивание мнение каждого ребенка, поддержание их рассуждения положительной оценкой) помогло создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое внимание в работе над словообразованием, составлением предложений; логическое мышление, зрительное восприятие (через разрезные картинки). Как необходимый элемент логопедического занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики (сбор картинки).
Занимательная физминутка внесла разрядку, смену действий, но тем самым и активизировала детей на дальнейшую работу. В заключительной части занятия был, подведён итог занятия и дана положительная оценка деятельности каждого ребёнка на занятии, что имело психо- эмоциональную направленность.
Полученный результат подтвердил эффективность подобранных мной методов и приёмов по обучению детей грамоте и формированию грамматических категорий, а учёт результатов занятия поможет контролировать ход дальнейшего обучения, установление обратной связи, позволит наметить пути дальнейшей работы с детьми, как на занятиях, так и в других видах деятельности.
МУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Треди» Отделение социальной реабилитации.
Автор материала:
Тема и цели соответствуют содержанию занятия. Структура занятия логически выдержана, речевой материал соответствует программным требованиям и перспективному плану работы. Материал занятия соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, занимающихся в данной логопедической группе.
В структуре занятия полностью реализовано направление единства коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Эстетичность обстановки и оборудования занятия и качество дидактического материала выдержаны на высоком уровне.
Логопедическое занятие логически и последовательно выстроено, продолжительность всех запланированных этапов выдержана. В структуре занятий выдержан четкий переход от одного этапа занятия к другому. В структуре занятия прослеживаются межпредметные связи в сфере знаний по окружающему миру, художественной литературы и т.д.
В структуре занятия прослеживается использование словесных, наглядных, игровых и практических методов обучения. Все использованные методы полностью обоснованы и логически взаимосвязаны между собой. Логопед на протяжении всего занятия систематически привлекает внимание всех детей, создает интересные игровые ситуации, практически весь новый материал дается в игре. Использованная наглядность полностью соответствует структуре и содержанию занятия.
Логопед хорошо контактирует со всеми детьми, легко ведет диалог и поддерживает каждого ребенка в том случае, если он затрудняется ответить на вопрос. Педагог тактичен, внешний вид соответствует профессиональным этическим требованиям. Речь логопеда доступна, логична, эмоциональна, дикция и сила голоса соответствуют профессиональным требованиям.
На всех этапах занятия педагог контролирует произношение, словарный запас и грамматический строй речи ребенка. На занятии систематически выявляет ошибки и трудности у ребенка, оказывает своевременную эффективную логопедическую помощь.
На занятии прослеживается адекватность предъявленных требований с учётом речевых возможностей и особенностей личности ребёнка, настойчивость в достижении целей, умение дозировать новый материал, связать его с предыдущим.
По итогам занятия можно сделать вывод о том, что цели занятия были достигнуты, план выполнен, дети получили качественные знания, умения и навыки.
Воспитатель-логопед ________________________________________
Конспект фронтального занятия на тему «Автоматизация звука [Л]»
Автоматизировать правильное произношение звука [Л] изолированно, в словах, в словосочетаниях и в чистоговорках;
Образовательные задачи:
Закреплять у детей механизм образования звука [Л];
Закреплять правильное произношение звука [Л] изолированно, в словах, в словосочетаниях и в чистоговорках («Каток», «Назови, что это?», «Какой предмет?», «Доскажи словечко!»);
Закреплять у детей навык согласования имён существительных с именами прилагательными в роде и числе («Какой предмет?»);
Коррекционные задачи:
Продолжать развивать у детей дифференцированный вдох–выдох через нос («Снежинки»);
Продолжать развивать у детей фонематический слух и восприятие при выделении звука [Л] на слух из состава слова в игре «Поймай звук!»;
Продолжать развивать у детей продолжительность речевого выдоха и глубину вдоха при выполнении физминуток;
Продолжать развивать у детей чувство ритма, рифмы в игре «Доскажи словечко!»;
Воспитательные задачи:
Продолжать воспитывать у детей навык самоконтроля за собственной речью;
Оборудование:
- «Снежок» – персонаж на занятии;
Символ–снежок на изолированную фонацию звука [Л] по звукоподражанию, как гудит самолёт;
Картинки для закрепления произношения звука [Л] в словосочетаниях;
Индивидуальное пособие на поддувание «Снежинки»;
Фонетическая дорожка «Каток» для развития продолжительности речевого выдоха.
Ход занятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Приветствие детей. Сосредоточить их внимание на готовности к занятию.
Организационная физминутка.
Кто-то вышел погулять: раз–два–три–четыре–пять!
Потянулся – потянулся! Опустился – опустился!
Повернулся, развернулся, - на занятие вернулся!!!
2. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Л] ИЗОЛИРОВАННО, В СЛОВАХ, В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ И В ЧИСТОГОВОРКАХ
2.1. Постановка задачи, сообщение темы занятия
Кто же это пришёл к нам на занятие? Это Снежок!!! Хочет Снежок, чтобы мы поиграли с ним, покатались на коньках….
Поиграем со Снежком? Ой! Какой необычный Снежок, что это у него на костюмчике? (Самолёт!)
Какой звук любит произносить Снежок, если у него изображён самолёт на костюмчике? («Л-л-л…»).
Почему? (Самолёт гудит: Л–Л–Л–Л…)
Сегодня на занятии будем правильно произносить звук [Л].
2.2 Анализ артикуляции звука [Л], работа над дыханием, изолированная фонация звука
А вот и каток! (Фонетическая дорожка для каждого ребёнка). Нужно прокатиться по дорожке катка. Но дорожку катка засыпало снегом.
Расчистим каток от снежинок! (Дифференцированный выдох через нос: справа-слева). Дети выполняют упражнение, поочерёдно закрывая пальчиком ноздри.
Очистили дорожку от снега! Молодцы, ребята! Катится Снежок и поёт: «Л-л-л…»
А что помогает нам правильно произносить звук [Л]?
Давайте тоже «разбежимся»: «Л! Л! Л!»
А теперь, мы можем прокатиться по катку! Дети ведут указательным пальчиком ведущей руки по фонетической дорожке – катку и произносят звук [Л] на одном выдохе.
2.3 Выделение звука [Л] в словах в игре «Поймай звук!»
А сможете, ребята, узнать звук [Л]? Когда услышите звук [Л] в слове, хлопайте в ладоши! Слушайте внимательно:
Луна – лопата – санки – лыжи – ластик – кофта – халат – лампа – лодка – кот – стул – стол – платье – ноги – локти – лапы – бокал – футбол – молоко – компот – мел – лоб
Итог: Молодцы! Узнали звук [Л] в словах! А какие слова запомнили?
2.4 Закрепление произношения звука [Л] в словах и в словосочетаниях по картинкам
2.4.1 «Что это?» Произношение звука [Л] в словах по картинкам
Снежок принёс свои любимые картинки. Скажем правильно, что это изображено на картинках!
Дети произносят звук [Л] в словах: стул, лампа, платье, халат, лопатка, лодка, лыжи, ластик.
Итог: Что мы произносили по картинкам? (Слова). Какой звук произносили в словах?
2.4.2 Произношение звука [Л] в словосочетаниях
Кто догадался, какой любимый цвет у Снежка? (Голубой).
Назовём правильно «Что какое?» по картинкам!
Дети произносят словосочетания: голубой стул, голубая лампа, голубое платье, голубой халат, голубая лопатка, голубая лодка, голубые лыжи, голубой ластик.
Итог: Кто что запомнил? (- Я запомнил голубую лампу. И т.д.)
Наступила зима, зима, зима,
(сжимание кистей рук в кулачки перед собой)
Одолели холода, да, да, да, да!
(перекрещиваем руки на груди поочерёдно – левая сверху, правая и т.д.)
Мы погреем щёчки,
(потираем щеки ладонями)
Мы погреем ручки!
(потираем ладонь о ладонь)
А теперь, а теперь дышим на ладошки!
(«х–х–х, х–х–х …» - дышим на ладони)
Осторожно идём, скользко на дорожках!
(руки в стороны, «балансируем», идя на носочках)
А сейчас, тихонько сели, на занятие успели.
(садимся на места)
2.5 Игра «Доскажи словечко!»
Снежок хочет поиграть с нами в игру «Доскажи словечко!».
Нужно назвать последнее слово, правильно его произнести и запомнить всю чистоговорку!
Ол – ол – ол - салфетки положу на …(стол);
Ел – ел – ел - белым–белым пишет …(мел);
Ул – ул – ул - села девочка на …(стул);
Ал – ал – ал - воду я налью в …(бокал);
Ол – ол – ол - любят мальчики …(футбол);
Итог:
В какую игру играли?
Какие слова договаривали?
Какой звук правильно проговаривали?
Кто какую чистоговорку запомнил?
3. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Снежку понравилось играть с нами. Понравилось, как правильно и красиво вы говорили. Какой звук правильно произносили? Как правильно произносить звук [Л]? Какие слова со звуком [Л] запомнили?
Наглядность для проведения фронтального занятия на тему «Автоматизация звука [Л]»
«Снежинки» Фонетическая дорожка «Каток»
Тема занятия: Дифференциация звуков Б - Б , , П - П , .
Для показа я выбрала и продемонстрировала логопедического занятие в третьем классе (отделение КРО), направленное на коррекцию и профилактику акустической дисграфии. У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов, эмоционально-волевой сферы. Таким образом, нарушения письма очень часто встречается у детей с ЗПР. Поэтому основной моей задачей, как учителя - логопеда, является своевременно выявить и предупредить нарушения письма и провести коррекцию «специфических ошибок».
При планировании данного логопедического занятия была поставлена следующая цель: закрепить навык учащихся различать звуки Б - Б, П - П, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте. Реализуя цель занятия, я выполнила коррекционные, развивающие, воспитательные задачи, которые заключались в следующем:
Коррекционные:
- закрепить знания о звуках Б - Б, П - П, ;
- дифференцировать звуки в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте;
- закрепить артикуляцию гласных звуков;
- соотносить звуки/буквы с символами;
- учить слышать и различать звуки по символам и артикуляции;
- обогащать словарь учащихся словами со звуками/буквами Б - Б, П - П, и грамматические формы речи;
Развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать умение формулировать ответы на вопросы;
- развивать артикуляционную моторику и зрительное восприятие;
- развивать внимание, память, логическое мышление, пространственно-временные представления;
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль;
- воспитывать желание активно работать на занятии.
На мой взгляд, поставленная цель и задачи логопедического занятия были достигнуты. Учащиеся справились с предполагаемыми заданиями.
Считаю, что в логопедическом занятии следует выдерживать чёткую структуру построения. Т. к. каждая часть занятия выполняет свою определённую цель.
В логопедическом занятии мной был сделан акцент на упражняемость, подобраны задания на закрепление знаний о звуках Б - Б, П - П, и их дифференциацию (в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте).Нельзя на логопедическом занятии не обратить внимание на сравнительную характеристику звуков с целью нахождения сходства и различия в произношении. С этой целью мной использовался приём «угадывание звуков по беззвучной артикуляции», который позволил уточнить кинестетические представления о звуках Б - П по положении губ, где большое значение имело мышечное ощущение, возникшее при артикуляции данных звуков. Таким образом, зрительное восприятие артикуляции послужило опорой при развитии фонематического слуха.
Также в своём занятии я использовала «анаграммы» (т.е. анаграмма представляет собой перестановку букв, посредством которой из одного слова составляется другое, например, липа-пила, кабан-банка). Зашифровка анаграммных пар предлагалась ученикам в стихах, где рассказывалось о смысле первого слова, а затем - о смысле второго. Считаю, что данный приём целесообразно использовать с данным контингентом детей, т.к. он направлен на «решение интеллектуальных задач» и профилактику «специфических ошибок» в виде перестановок букв на письме, определение местоположения букв по отношению к другим буквам в слове.
Считаю, что невозможно представить современное занятие без использования информационных-коммуникационных технологий. На мой взгляд, ИКТ повышает качество и результативность учебно-коррекционного процесса. В связи с этим я определила для своей работы целесообразность использования ИКТ на логопедическом занятии, как способ оптимизации процесса коррекции письменной речи. Считаю, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов предотвращает утомление детей, поддерживает познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. (Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе, поэтому активно включаю в процесс использование ИКТ в своей практике). Для реализации поставленных коррекционных задач использовала компьютерную программу «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», т.к. считаю, что данная программа может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи. Практикум содержит упражнения по предупреждению и исправлению дисграфии. Как показывает опыт, использование ПК на логопедических занятиях позволяет проследить степень усвоения материала, представленного на заключительном этапе закрепления полученных знаний. Кроме того, программа помогает развивать память и внимание, которые необходимы для успешной учёбы детей с ЗПР в начальной школе. Также в занятие с целью профилактики нарушений зрения и физ. минутки была проведена гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.
И наконец, одной из основных задач в коррекции дисграфии, преимущественно акустической является формирование и развитие у школьников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Исходя из выше сказанного, в процессе обучения, а далее и закрепления я использовала символы согласных звуков. Такая форма работы, на мой взгляд, позволяют добиться устойчивого внимания и восприятие характеристик звуков не механически, заучивая их наизусть, а осознанно. Ученикам предлагалось дать характеристику звукам, на основе которой отбирались необходимые символы. Например, синий квадрат - твёрдый согласный, зелёный - мягкий согласный. Колокольчик в квадрате - звонкий согласный, перечёркнутый колокольчик - глухой. Использование данного наглядного материала целесообразно в работе по изучению звуков речи. Это и изолированное произношение звуков, и подбор символов к словам. Предлагая данный вид работы, я шла от простого к сложному.
Необходимо отметить тот факт, что символы звуков позволяют поддержать интерес у детей-логопатов. А это немаловажно, если учесть, что, с одной стороны, у учащихся неустойчивая психика, с другой - в условиях продолжительной зимы у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость.
На занятии я старалась использовать разнообразные приёмы. Мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснения к действиям, «угадывание звуков по беззвучной артикуляции», «анаграммы», использования информационных-коммуникационных технологий. Кроме того, закрепление полученных знаний опиралось на использование мультимедийного материала и использование компьютерной программы «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», которые были подобраны в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся. На занятии я старалась выстроить личностно - ориентированное взаимодействие с учениками: выслушать каждого ребёнка, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память.
В ходе логопедического занятия я почувствовала, что дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию, работают в заданном темпе.
Коротко скажу о достижениях личной цели. Я постаралась продемонстрировать свою профессиональную компетентность, преодолела психологический барьер, связанный с волнением.
Делая вывод, хочу обратиться к мнению Константина Дмитриевича Ушинского, который считал, что для прочности навыка требуются время, терпение, затраты усилий, постепенность и последовательность. Следуя установкам педагога-классика, я в первую очередь должны была заинтересовать своих учеников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринять ее с учетом своих возрастных особенностей. Именно поэтому использовала разнообразные приёмы на логопедическом занятии.
В заключение, я хочу поблагодарить вас за внимание и надеюсь, что ваше мнение о проведённом логопедическом занятии поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство.